Анализ проблем воспитания в неполной семье
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Анализ проблем воспитания в неполной семье"
Автор работы: Галина
Страниц: 39 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы. Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития. В этой статье будут подробно рассмотрены различные аспекты влияния неполной семьи на развитие ребенка – социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические.
Объект исследования - неполная семья
Предмет исследования - воспитание ребенка в неполной семье.
Цель исследования – изучить и провести анализ проблем воспитания ребенка в неполной семье.
Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания ребенка в неполной семье;
- выявить проблемы воспитания ребенка в неполной семье;
- провести диагностическое исследование проблем воспитания детей в неполных семьях;
- дать рекомендации родителям по воспитанию ребенка в неполной семье;
- сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической. психолого-педагогической литературы:
Структура курсового исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….2
1 Анализ проблем воспитания ребенка в неполной семье…………………4
1.1 Изучение проблем воспитания ребенка в неполной семье в
психолого-педагогической литературе………………………………...4
1.2 Неполная семья в современном обществе…………………………5
1.3 Проблемы воспитания ребенка в неполной семье………………..8
2 Исследование проблем воспитания детей в неполных семьях……………………………………………………………………………14
2.1 Диагностическое исследование детей из неполных семей……14
2.2 Организация социально-педагогической помощи неполной
семье в воспитании детей………………………………………………16
2.3 Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в неполной
семье………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………………………25
Приложение…………………………………………………………………….28
Использованная литература
- Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. 1998, № 2
- Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение РФ. 1998, № 3
- Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999
- Валетас М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп weekly. 2001, № 9-10
- Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. // Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М., 1989
- Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978
- Город. Реформы. Жизнь. Москва в цифрах. 1992-1995. М., 1995
- Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, №11.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000
- Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. 1997, №7
- Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997
- Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001
- Кон И.С. Отец // Неделя. 1979, №11