Ответы к семинарам по педагогической психологии в Рязанском государственном университете (по методичке)
Контрольная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Ответы к семинарам по педагогической психологии в Рязанском государственном университете (по методичке)"
Автор работы: Ольга
Страниц: 51 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Семинар 1. Введение в педагогическую психологию.
1.Педагогическая психология как самостоятельная отрасль современной психологии. Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознания:
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвое-ния индивидом социального опыта в условиях специально организованной учебно-воспитательной деятельности, а также взаимосвязи между обучением и развитием личности, и, наконец, само развитие личности в процессе учебной деятельности.
Педагогическая психология связана со многими другими на¬уками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания. Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социо¬культурного опыта, в котором аккумулировано самое разнопла¬новое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многи¬ми другими человековедческими науками. Оче-видно, что педа¬гогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, пе-дагогика, физиология, философия, лингвисти¬ка, социология и др.
Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно свя¬заны между собой общностью объ-екта этих наук, которым явля¬ется развивающийся человек. Но если возрастная психология изу¬чает «возрастную динамику психики человека, онтогенез пси¬хических процессов и психологиче-ских качеств развивающего¬ся человека», то педагогическая — условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы пе-дагогической пси¬хологии рассматриваются на основе учета возрастных особенно¬стей человека, находящегося в образовательном процессе. В то же время (еще раз подчеркнем это положение) и педагогическая, и возрастная психология основываются на знании общей психо¬логии, которая «... вскрывает общие психологические закономер¬ности, изучает психические процессы, психиче-ские состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сло¬жившегося че-ловека». Данная трактовка, с одной сто¬роны, междисциплинарности, а с другой — самостоятель-ности педагогической психологии как отрасли научного знания может соотноситься с позицией Б.Г. Ананьева. По его мнению, педаго¬гическая психология — пограничная, комплексная область зна¬ния, которая «... заняла определенное место между психологи¬ей и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимо¬связей между воспитанием, обучением и развитием подраста¬ющих поколений».
Содержание работы
Семинар 1. Введение в педагогическую психологию.
1.Педагогическая психология как самостоятельная отрасль современной психологии. Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознания:
2. Основные вехи в становлении и развитии педагогической психологии ( К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, И.А. Зимняя и др.):
3. Современное определение предмета, цели, задач и структуры педагогической психологии. Методологические основы педагогической психологии. Методы педагогической психологии:
Использованная литература
- Зимняя, Педагогическая психология