Развитие игровых взаимодействий детей раннего дошкольного возраста
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Развитие игровых взаимодействий детей раннего дошкольного возраста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 43 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Младший дошкольный возраст является важным переходным этапом в онтогенезе, где достаточно интенсивно развиваются и созревают основные морфофункциональные, психические и двигательные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт. В работах Н.М. Амосова, М.Н. Алиева, В.К. Бальсевич, И.И. Брехмана, Д.М. Маллаева и др. наряду с этим акцентируется внимание на том, что в этот период закладывается основа будущего как биологического, психического и духовно-нравственного здоровья человека.
Одним из важнейших принципов отечественной педагогики является воспитание ребенка в различных видах деятельности игровой, трудовой, учебной и других. Особо важное значение для всестороннего воспитания, особенно нравственного, придается игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями (Е.А. Аркин, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, Д.М. Маллаев, П.А.Рудик, К.Д. Ушинский, А.П. Усова и др.).
Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Р.И.Жуковская, А.Н.Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание детей дошкольного возраста. Занимательность условного мира игры делает положительно и эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Некоторые аспекты этих проблем освещены в диссертационных исследованиях Т.Ю. Бильгильдеевой, Л.В. Воронковой, Ф.Г. Газизовой, В.В. Горятининой, Х. Искандаровой, Р.И. Исрафилова, А.А. Кирилловой, В.А. Кузьминой, С.О. Тамбиевой. [14, с. 130] Авторы выделяют педагогическую сущность и воспитательные функции игровой деятельности, рассматривают отдельные методические вопросы данной проблемы и на конкретном материале показывают пути их осуществления.
В педагогической литературе активно исследуются основные подходы к организации и проведению игр, основные методические приемы игровых технологий, теоретико-методические предпосылки разработки и проведения игр, их основные эффекты, методические рекомендации к проведению (Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Т.Ю. Андрущенко, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Леванова, Л.П. Фатеева и др.). Однако во всех этих работах игра рассматривается или вне контекста целостного учебно-воспитательного, как отдельный, обособленный объект, или вне контекста формирования пространственного образа ребенка дошкольного возраста. В этой связи представляет научный и практический интерес проблема организации игрового взаимодействия, поэтому тему для курсового исследования мы сформулировали следующим образом: Развитие игровых взаимодействий раннего дошкольного возраста.
Объектом изучения в работе является игровое взаимодействие, а предметом развитие игровых взаимодействий в младшем дошкольном возрасте.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава I Понятие и функции игры в современной психологической литературе 7
Глава II Психологические особенности дошкольников 11
Глава III Игровое взаимодействие как процесс общения в младшем школьном возрасте 20
Глава IV Методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста 24
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Аверин В. А. Психология дошкольного детства. СПб: Питер, 2001.
- Бойченко H. A. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Киев: Радянська школа, 1982.
- Бурлакова И.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. М.: МГППУ, 2005.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983.
- Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
- Комлик Л.Ю. Особенности организации игровой деятельности в группе детского сада // Методические указания. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. - 25 с.
- Лохов М. И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко, М. Ю. Рубин. - 3-е изд. СПб. : ООО «ЭЛБИ-СПб», 2008. 319 с.
- Лисина М.И., Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика, 1998.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Спб.: Питер, 2009.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
- Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2005. 158 с.
- Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2.
- Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей. М.: Дрофа, 2006. 272 с.
- Ткачева И.А. Педагогическая деятельность развития игры дошкольников // Идеи гуманистической педагогики в действии (опыт работы с дошкольниками). - М.: УМЦ СВУО, 1993. С. 130-137.