Диагностика моделей поведения личности в конфликтологии.
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Диагностика моделей поведения личности в конфликтологии."
Автор работы: Елена
Страниц: 45 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Теоретические взгляды на конфликт и пути выхода из него
1. Понятие конфликта: его структура, особенности, признаки и диагностика конфликта
Анализ психологической литературы по проблеме конфликта дал возможность определить конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с негативными эмоциональными переживаниями. Также его рассматривают как состояние отношений между оппонентами, которое характеризуется противоборством несовместимых тенденций и связанный ним острых негативных эмоций. Васильев Н.Н. считает, что нужно различать понятие «конфликт» и «конфликтная ситуация», ведь различие между ними очень существенное [8,53]. Конфликтную ситуацию он видит как совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. То есть в процессе развития столкновения, конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, служит его основой. Васильев Н.Н. выделяет 4 вида конфликтов: - внутренне личностный, который отображает борьбу приблизительно равных за силой мотивов, стремлений, интересов личности; - межличностный, который характеризуется тем, что действующие лица хотят реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
- межгрупповой, который отличается тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, которые преследуют несовместимые цели и препятствуют друг другу на пути их осуществления; - личностно - групповой - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям [8,55]. Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Самыми важными из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Тихомирова Е.Б. и Постоловский С.Р. разделяют межличностный конфликт на такие группы: - по сферам существования: межличностные конфликты делятся на деловые, семейные, имущественные, бытовые и т.п. - по эффектам и функциональным последствиям межличностные конфликты делятся на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные). Конструктивные (функциональные) межличностные конфликты содействуют выяснению отношений сторон конфликта и помогают найти способ улучшения как поведения, так и личных качеств участников конфликта. Деструктивные (дисфункциональные) межличностные конфликты происходят, когда один из оппонентов применяет методы борьбы, которые осуждаются другими, когда хочет психологически подавить партнера и унизить его в глазах окружающих [12,42]. Для выяснения сути конфликта Емельянов С.М. выделяет его основные признаки и формулирует необходимое и достаточное условия его возникновения. Основные признаки конфликта по Емельянову С.М.: 1. конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. 2. Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного убытка (морального, материального, физического, психологического и т.д.). В становлении конфликтологической практики особое место принадлежит переговорным методам решения конфликтов (Д. Скотт, Т. Боуэр, Т. Кельман разработали программы психологического тренинга, которые учат конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии) [14,57]. Разрабатываются технологии переговоров по участию посредников — медиаторов (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин). Своими методами конфликтология существенно отличается от психолого-социолого-политологических. Над формулировкой требований и подходов к созданию методов конфликтологии работали западные и отечественные научные работники: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Г. С. Костюк, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов, П. Фресс, Ж. Пиаже и др.
По мнению научных работников, главнейшими требованиями к изучению конфликтов являются:
- объективность (состоит в изучении объективных условий возникновения и действия проявлений психических явлений). Научное изучение психики становится возможным благодаря опосредствованному анализу и синтезу проявлений психики в процессах и продуктах деятельности и поведения человека;
- генетический подход состоит в изучении психических явлений в динамике, при переходе в филогенезе и онтогенезе от одного уровня развития на другой;
- системный подход к психическому явлению как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Б. Ф. Ломов называет три основные подсистемы — когнитивную (в которой реализуется функция познания), регулятивную (которая обеспечивает регуляцию деятельности и поведения) и коммуникативную (которая формируется и реализуется в процессе общения);
- многоуровневый характер имеет и детерминация психических явлений [12,68].
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические взгляды на конфликт и пути выхода из него 5
1. Понятие конфликта: его структура, особенности, признаки и диагностика конфликта 5
1.2. Психологический анализ понятия «конфликт» в психологической литературе 11
1.3. Динамика конфликта: основные стили поведения в нем 14
Выводы к главе 1 22
Глава 2. Практическое применение моделей поведения личности в конфликте 24
2.1. Использование метода кейса в конфликтологии 24
2.2. Описание кейсов 26
2.3. Анализ моделей и стилей выхода из конфликтов 32
Выводы к главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 43
Использованная литература
- Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.:, 2000 – 487 с.
- 2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб.: Издательство „Братство”, 1992. – 224 с.
- Бетельгейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я.– М.: Академический Проект: Традиция, 2004.– 784 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб: Питер, 2001. – 360 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 464с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с. 8. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакуто. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 375 с.
- Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь. – Мн.: ООО „Попурри”, 2000. – 544 с.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. с.144-146.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
- Майерс Д. Интуиция. Возможности и опасности. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с. 13. Майерс Д. Социальная психология в модулях. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 320 с. 14. Макдермот Я., Яго В. Практический курс НЛП. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 464 с. 15. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896с. 16. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с. 17. Мей Р. Сила и невинность. – М.: Смысл, 2001. – 319 с. 18. Мей Р. Смысл тревоги. – М.: Независимая фирма "Класс", 2001. – http://psylib.org.ua/books/meyro02/index.htm
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: Медпрес-информ, 2005. – 432с. 20. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с. 21. О`Брайен Б. Операторы и Вещи: Необыкновенное путешествие в безумие и обратно – М.: Независимая фирма «Класс». –169 c. 22. Полный справочник психоаналитика. // Под ред. Елисеева Ю.Ю. – М.: ООО Издательство «Эксмо», 2007. – 608 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ–М», 2002. – 672 с. 24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994 – http://psylib.org.ua/books/roger01/index.htm 25. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. – 128 с. 26. Философский словарь п/ред. Розенталя М.М. – М.: Издательство политической литературы, 1972. – 495c.
- Франкл. В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
- 28. Фрейд А. Введение в детский психоанализ; Норма и патология детского развития; „Я” и механизмы защиты: Сборник – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 448 с. 29. Фрейд З. Я и Оно – М.: МПО «МЕТТЭМ»,1990
- Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. – 256 с.
- Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 448 с. 32. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Академический проект, 2007. – 224 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2006. – 208с. 34. Щербаков В. П. Эволюция как сопротивление энтропии. // Журнал Общей Биологии. Том 66, № 3, май-июнь, 2005. – с.195–211; // Журнал общей биологии. Том 66, № 4, июль-август, 2005. – с.300–309 – http://elementy.ru/lib/430413
- Юнг К.Г. Бог и бессознательное. – М.: Олимп, ООО „Издательство АСТ-ЛТД”, 1998. – 480с.
- Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Академический Проект, 2007. – 288с
- Юнг К.Г. Психология безсознательного. – М.: Канон, 1994. – 320с. 38. Янг П. Эффективные методики влияния. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с.