Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 55 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы.
Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие "внутренняя позиция", под которой подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.
От того какова эта внутренняя позиция зависит и поведение младшего подростка. Особое значение исследованию влияния внутренней позиции младшего подростка придается в силу того, что в последнее время увеличивается количество агрессивных подростков. Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях - проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное ее проявление начинает определять весь облик личности подростка, которая может стать конфликтной, неспособной контролировать свои действия.
Цель исследования: изучить влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.
Объект исследования: поведение младших подростков.
Предмет исследования: влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что между внутренней позицией младшего подростка и его поведением существует определенная связь.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Изучить особенности влияния внутренней позиции на поведение младших подростков.
Рассмотреть психолого-педагогические условия, определяющие влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.
Провести опытно-экспериментальное исследование изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков.
Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Метод обобщения данных.
4. Методы математической статистики (коэффициент Спирмена).
Методики исследования:
1. Тестовая методика диагностики состояния агрессии Басса-Дарки.
2. Методика оценки отношений подростка с классом.
База исследования: исследование проведено на базе средней школы №137 города Челябинска. В исследовании принимали участие учащиеся 5-го класса, в возрасте 10-11 лет, общее число испытуемых - 20 школьников.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
1.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Использованная литература
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Аспект Пресс, ЭКСМО - Пресс, 1999. - 206с.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2006. - 144с.
- Божович Л.И., Проблемы формирования личности. - М: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. - 560с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 390с.
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. / Под ред.М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 280с.
- Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 1982. - 350с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991. - 345с.
- Гаралева М.Д. Проявление саморегуляции в разных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. №6. - С. 20-24.
- Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2002. - 138с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя д/сада. - М.: Просвещение, 1996. - 290с.
- Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - СПб.: Питер, 1997. - 336с.
- Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ. 1980. - 431с.
- Ильин Е.П. - Эмоции и чувства СПб.: ВЛАДОС, 2001. - 517с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160с.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников - М.: Изд-во УРАО, 1999.270с.
- Кривцова С.В. Тренинг: учитель и вопросы дисциплины. - М.: Генезис, 2000. - 295с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во УРАО. 1997. - 140 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб: ООО Изд-во Речь, 2001. - 259с.
- Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика. // Журнал практического психолога. - 1999. - N 7. - С.15-18.
- Мельниченко Н.Д. Детская психология. - СПб.: ВЛАДОС, - 2003. - 321с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248с.
- Немов Р.С. Психология: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512с.
- Общая психология. / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: 1987. - 110 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - М,: Просвещение, 1996. - 280с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 274 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - МПСИ; Воронеж, 2004. - 304с.
- Психология. Словарь/ под ред. А.В. Петровского, - М. Просвещение, 1988г. - 281с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995. - 384с.
- Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов-М.: Гардарики, 1998. - 120с.
- Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возрастаю. Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М.: Академия, 1991. - 263с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Академия, 1996. - 285с.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Речь, 2001. - 350 с.
- Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М.: Академия, 1998. - 295с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекця. - М.: Просвещение, 1998. - 360с.