ПРОБЛЕМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"ПРОБЛЕМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 72 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
В многочисленных исследованиях психологов игре предается огромное значение в психическом значении дошкольников (Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Игра рассматривается, как ведущая деятельность дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), как средство развития мотивации личности ребенка и его волевой сферы. В игре формируются новообразования дошкольного возраста-воображение (Л.С. Выгодский, В.С. Мухина, Н.Н. Палагина, М.В. Ермолаева и др.), игра способствует развитию познавательной активности ребенка. Общепризнанная роль игры в развитии психических функций-восприятия, памяти, внимания, речи и других.
Однако некоторые аспекты развития дошкольников в игре изучены менее подробно. Так, например, очевидно, что игра содействует развитию не только воображения, восприятия, памяти, речи, мышления, но и самооценки.
Самооценка является одной из составных частей самопознания человека. Она формируется в дошкольном возрасте на основе взаимодействия и общения с другими людьми. Самооценка- это умение понимать и оценивать самого себя. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Усваивая в процессе игры и воспитания определенные нормы и ценности, ребенок начинает под воздействием оценочных суждений других относиться определенным образом к себе как к личности. С возрастом он с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, что он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ребенка в процессе игры формируется установка на оценку своих возможностей-один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом так и о том, к чему он стремится, проект его будущего-пусть еще незавершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом, и в игровой деятельности в частности.
Все сказанное свидетельствует о том, что самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастная собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Актуальность обусловлена недостаточной изученностью влияния игры на развитие самооценки дошкольника.
Цель – исследовать соотношение самооценки и поведения детей в сюжетно-ролевой игре.
Задачи: 1. Провести диагностику самооценки у детей дошкольного возраста;
2. Используя метод наблюдения выявить специфику поведения у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;
3. На основании полученных результатов выявить соотношение между поведением в игровой деятельности и самооценкой детей дошкольного возраста.
Гипотеза заключена в предположении о существовании взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и особенностями самооценки дошкольников.
Предметом исследования является соотношение самооценки и поведения детей в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования дети от 5 до 7 лет (21 девочка и 9 мальчиков).
Методы и методики исследования:
1. Метод наблюдения за сюжетно-ролевой игрой.
2. Методика А.И. Липкпной «Три оценки».
3. Методика «Лесенка» в интерпритации В.Г. Щур.
База исследования детский сад №47 г.Москвы, подготовительных групп.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………………2
ГЛАВА1. СООТНОШЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………….5
1.1Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….5
1.2.РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА………………..…………………………16
1.3.ИСЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………….……………………………….22
1.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..31
ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО–РОЛЕВОЙ ИГРЕ …………………………………………………38
2.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………..38
2.2.МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………38
2.3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ…………………………44
2.4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….58
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...64
ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………….…67
Использованная литература
- Ананьев Б. Г. «Избранные труды», т.2 М., Педагогика, 1980, 280с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. 1968, 364с.
- Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игр дошкольника, М. 1966, с 188-205.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие, Яр, «Академия развития», 2000, с 256.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 6 1986, 420с.
- Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология 1985, № 2 с.13-17.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968, 464с.
- Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, 133-146с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т6, М., 1984, 294с.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии М.: ИПП, 1996, 26-32с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии 1996, №6, 62-76с.
- Грабберт Р. Игры для детей, М., Росмен, 1999, 160с.
- Деятельность и взаимоотношение дошкольников / под ред. Репиной Т.А. М., 1987, 192с.
- Дилова М. Самооценка и компететность личности // Актуальные вопросы психологии личности, М., 1988, 118-131с.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у дошкольника // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, 170-179с.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: МПСИ, 1998.
- Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980, 118-131с.
- Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии, 1986, №1, 41-43с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры Дошкольное воспитание, 1965, №10, 78-89с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т, М., 1986
- Елогина М.Г. Общая и конкретная самооценка у детей раннего возраста. Новые исследования в психологии М., 1982 №2, 32-38с.
- Игры с правилами в детском саду. Сост. Сорокина А.И. М., 1962, 155с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка, М.: «Роспедагенство», 1997
- Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста М., Просвещение 1988, 190с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М. Педагогика, 1991, 160с.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание, М, 1984, 335с.
- Кучерова Е.В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте М., 1987, 384с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М:Изд-во МГУ, 1972
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М 1997, 384с
- Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольника, Кишинев, 1983, 180с.
- Липкина А.И. Психология самооценки дошкольника М, 1968, 35с.
- Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника. Хрестоматия по возрастной психологии М.: ИПП, 1996, 216-229с.
- Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание 1995, №9 17-21с.
- Мухина В.С. Возрастная психология М. Академия, 1999, 364с.
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества М, ИПП, 1998
- Немов Р.С. «Психология» кн.3 Просвещение Владос 1999, 640с.
- Непенова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту Хрестоматия по детской психологии М.: ИПП, 1996, 242-249с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды М. 1969, 214с.
- Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка Хрестоматия по детской психологии М: ИПП, 1996, 146-149с.
- Практическая психология для родителей и педагогов, под ред. Тутушкиной М.К., 2000г, 352с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии, под ред. Дубровиной И.В., сост. Данилова Е.Е. М, 1999, 160с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада М, Педагогика 1988, 175с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию становления человека М, 1993, 167с.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценка и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1995, №3, 62-72с.
- Смирнова О.Е. Образ себя у дошкольников // Дошкольное воспитание, 1988, №12, 31-35с.
- Столин В.В. Самопознание личности М, 1983, 285с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир М, 1991, 205с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенус М, 1983, 264с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии М, 1997, 142с.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду М, 2000, 224с.
- Шакуров Р.Х. Самолюбие детей М, 1969, 176с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры М, Владос, 1999, 360с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах М, МПСИ, 1999, 230с.
- Эриксон Э. Детство и общество, Обнинск, 1993, 128с.
- Якобсон С.Г., Фещенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения дошкольников. Вопросы психологии №30, 1997, 41-48с.