Проблемы социализации детей-инвалидов
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Проблемы социализации детей-инвалидов"
Автор работы: Ольга
Страниц: 37 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы социализации.
Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не яв¬ляются предметом специального исследования. Хотя пробле¬ма социализации детей, подростков и взрослых с нарушения¬ми психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, на¬блюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 г. в органах социальной защиты населения со¬стояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получаю¬щих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами [2, с 5].
Инвалидность у детей означает существенное ограни¬чение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об¬щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.
Содержание работы
Глава 1. Актуальность проблемы. 2
Глава 2. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации. 2
Глава 3. Последствия «навешивания» ярлыков. 8
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1992 Г. №1156
\"О МЕРАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ\" 10
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1948 Г. 10
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА ОТ 20 НОЯБРЯ 1959 Г. 11
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 1971 Г. 11
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ОТ 20 НОЯБРЯ 1989 Г. 13
ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫЖИВАНИЯ, ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 30.09.90 Г. 13
Глава 4. Проблема социализации в историческом аспекте. 14
Глава 5. Современные подходы к проблеме социализации.
Новые социальные технологии. 16
Глава 6. Родители и дети. 24
Глава 7. Раннее вмешательство в развитие. 31
Глава 8. Шансы на полноценную жизнь. 33
Глава 9. Выводы. 36
Список литературы: 36
Использованная литература
- Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен¬ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199\'\'. №1.
- Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ог¬раниченными возможностями - эффективная форма соци¬ального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследо¬вания, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
- Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитываю¬щих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1
- Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожден¬ными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. №2.
- Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников спе¬циальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефек¬тология. 1998. №1
- Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.
- Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология. №3, 1997.
- Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа \"Дети России\"
- «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
- З. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.
- \"Современные подходы к болезни Дауна\" по ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М., \"Педагогика\", 1992 год.
- Л. С. Алексеева и др. \"Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе \"Детская личность\". Президентская программа \"Дети России\". М., 1997 год.
- Р. С. Немов \"Психология\" Книга 1. М., 1998 год.