Познавательные возможности метода опроса в социологических исследованиях.
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Познавательные возможности метода опроса в социологических исследованиях."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 33 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. В повседневной жизни, например, мы легко используем понятия «всегда», «никогда» или «очень часто», но такого рода оценки остаются субъективными и относительными, пока они полностью зависят от того, кто оценивает и какие события подвергаются оценке. Частота «один случай из двадцати» будет оцениваться как «очень часто», если речь идет о неудачных исходах хирургической операции (особенно если оценку производит пациент), и как «почти никогда», если эта частота соответствует шансам конкретногоабитуриента поступить в университет. Чтобы сделать такого рода оценки более сравнимыми и объективными, в науке используются статистические критерии и методы статистического оценивания, позволяющие судить о вероятности реализации определенного события, о сугубо случайном или, наоборот, закономерном характере полученного результата.
Современная наука - это коллективное предприятие, требующее к тому же немалых затрат. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущих человеку стремления к истине (даже несовершенной и подверженной постоянным пересмотрам) и способности к критической оценке существующих точек зрения (большей или меньшей, но в общем поддающейся тренировке) проблема научного метода, позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, неизменно пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универсального метода, пригодного для решения всех без исключения научных задач, они, тем не менее, стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить критерии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.
Одним из наиболее популярных методов в социологии является метод опроса, обладающий широкими познавательными возможностями и функциями, которые до настоящего времени до конца не выявлены и не применены. В связи с этим исследование познавательных возможностей метода опроса в социологических исследованиях представляется актуальным.
Объект курсовой работы методы социологических исследований.
Предмет возможности метода опроса в социологических исследованиях.
Цель курсовой работы изучить познавательные возможности метода опроса в социологии.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить специфику социологического опроса как диалога социальных общностей.
2. Описать статистическую традицию метода опроса
3. Определить основные познавательные возможности метода опроса в соответствии с качественной традицией социологии.
4. Проследить взаимосвязь количественного и качественного подходов в при использовании метода опроса.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Специфика социологического опроса как диалога
социальных общностей
Глава 2. Становление познавательных возможностей метода опроса
2.1. Статистическая традиция метода опроса
2.2. Качественная традиция
2.3. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в
методе опроса
Заключение
Список использованной литературы
Использованная литература
- Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Бурдье П. Социология политики. М.: Социо-Логос, 1993.
- Белановский С.А. Метод фокус-групп.М.: Издательство Магистр, 1996.-272.
- Веселкова Н. В. Полуформализованное интервью//Социологический журнал, 1994. №3.
- Волков, Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков.- Серия «Высшее образование». Ростов на - Дону.: Изд-во «Феникс», 2004. 576 с.
- Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2002. 203 с.
- Козлова О. Н. Социология. М.: Изд-во Омега Л, 2006. 320 с.
- Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. 384 с.
- Лоусон, Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. - М.: Фаир - Пресс, 2000. - 608с.
- Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, 1990.
- Маслова О.М. Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы исследования//Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 годы). М.:ИС РАН, 1996.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990.
- Мудрец Т.Е., Морев В.А. И тогда мы начали играть...//Социология: методология, методы, математические модели, 1996. № 7.
- Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: Инфра М, 2005. - 360 с.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.:Добросвет, 1998.
- Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.- М.: Норма, 2003. 290 с.
- Ядов, В.А. Стратегия социологического исследвания. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник / В.А. Ядов. М. Кн. Дом «Университет», 2003. 596 с.
- Miller W. L. The Survey Method in the Social and Political Science: Achievements, Failures, Prospects. L.: Frances Printer Publ., 1983. Part 1.