Контрольная работа по философии
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Контрольная работа по философии"
Автор работы: Ольга
Страниц: 64 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Мировоззрение человека.
С мировоззрением обычно связы¬вали систему взглядов на мир в целом и место в нем человека. Оп¬ределение ото неполное, и если на нем остановиться, то в упрощенном свете предстанет сложнейшая проблема формирования мировоззрения, да и оно само: все сведется к механическому заучиванию немногих его постулатов, что и имело место в не столь отдаленные годы. Но в нем есть момент истины, ибо оно фиксирует опорную роль знаний в структуре миро¬воззрения, и потому его можно взять как исходное .
Углубляя же и уточняя его, следует указать, прежде всего, на мно¬госоставной характер мировоззрения: складываясь в различных областях человеческой жизнедеятельности (учеба, труд, общение и т.д.), оно вклю¬чает в себя не только знания, но также оценки, установки, идеалы и пр., содержательно соотносимые со всем реальным многообразием культуры человечества. Поэтому и сам процесс формирования мировоззрения! предполагает глубинную перестройку всей внутренней природы человека, в первую очередь - его потребностно-мотивационной сферы, управляю¬щей поведением людей; перестройка же эта может продолжаться подчас всю жизнь индивида и принимать порою драматические, даже мучительные формы (яркая художественная иллюстрация - романы Достоевско¬го). Причем, в сформированном мировоззрении все его элементы сведе¬ны в некую целостность, которая особенно важна, ибо именно она обра¬зует духовный стержень личности, ответственный за ее поведение. Целост¬ность эта - показатель зрелости мировоззрения, его выработанности и «выстраданности».
2. Исторические типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, научное, философское, их особенности. Экологическое мировоззрение.
Мифология -это первый опыт целостного постижения бытия, хотя здесь еще нет со¬знательной установки на получение знаний; чтобы она возникла, необхо¬димо противопоставление субъекта объекту (т.е. миру в целом), а этого на стадии первобытного мифа еще нет, субъект тут слит с объектом, а сам миф - это сознательно сконструированная реальность, в которой люди живут (ибо она вносит гармонию между миром и человеком, общи¬ной и индивидом) и которой поклоняются (естественное здесь слито со сверхъестественным, отсюда - поклонение, обрядовая сторона мифов). А поскольку способность к образованию понятий еще не сформировалась, их здесь заменяет метафора, или образ, образное сравнение, которому придается реальное существование.
Характеризуя далее религию как тип мировоззрения, важно отойти от прежних односторонне негативных оценок религии и увидеть в ней элемент культуры. Общее у религии с мифом - признание существования сверхъестественного, а также использование образов и символов (это объясняет присутствие мифов практически во всех религиях). Налицо здесь и использование способности человека к абстрактному мышлению.
Научное мировоззрение пришло на смену религиозному. Человек воспринимался как машина, а все его действия и чувства собирались объяснить научным путем, не принимая во внимание душу человека.
Указанные выше ценности, накапливавшиеся длительное время в лоне религиозно-мифологического сознания и выступавшие здесь в сакраль¬ной форме, философия развивает и углубляет средствами рационального мышления, поднимая их на уровень «высшей мудрости». Ее центральный нерв - не мир и не человек, взятые сами по себе, а биполярная система «мир - человек», где эти два ее компонента постоянно соотносятся друг с другом. Вне этого соотнесения не мыслится, по существу, любая фило¬софская проблема. Грани этой «биполярной системы» - бытие и мышле¬ние, дух и природа, объективное и субъективное, материальное и идеаль¬ное, физическое и психическое и т.д. Что взять за исходное, определяю¬щее - это основной вопрос философии, предполагающий альтернативное решение: либо материализм, либо идеализм. В нем две стороны - онтоло¬гическая («что порождает что», проблема первичности материи или созна¬ния) и гносеологическая.
Экологическое мировоззрение мировоззрение, основанное на любви к природе, к необходимости ее охраны и поддержания в хорошем состоянии.
3. Основные аспекты философского знания.
Вопросы, относимые к компетенции философии, исключи тельной важности. Неоспорима их всечеловеческая значимость: речь идет не просто о знании сущности вещей и постижении оснований внешнего бытия, но и о том, как эти знания трансформировать в искусство жить, разумно и достойно, какие бы социальные и национальные различия ни разделяли людей на планете. В последующем будет раскрыто и детализи¬ровано это специфическое соединение знания и поучения, делающее философию «высшей мудростью», здесь же подчеркнем: верная ориентация в указанных вопросах позволяет человеку самоопределиться в современном мире, найти себя в безбрежном океане свершающегося, четко опре¬делить стратегию своего поведения как в профессиональной, так и во вся¬кой иной деятельности. Тем самым обретается смысл и целостность инди¬видуальной человеческой жизни, ее подлинная цена, что особенно важно в современных условиях, когда главной ценностью становится именно человек, взятый в глобальном масштабе, даже более того - Е>се живое на планете.
4. Истоки китайской традиии и культуры.
Древние китайцы все одухотворяли. В их представлении существовали духи огня и воды, засухи и дождя. Противоположные духи боролись друг с другом. Например, дух вод Гун-Гун непрестанно борется с духом огня по имени Чжу-жун. В этом сказывается первобытная диалектичность китайской мифологии и мифологии вообще.
Мыслящих китайцев интересовала также проблема своего происхождения. И они пытались ответить на этот вопрос в меру своих малых тогда возможностей. Согласно одной антропогонической версии, некая Нюй-ва вылепила первых людей из лёсса. Сперва она старалась и оттого самые первые люди получались хорошими: знатными, богатыми, умными. Устав, она стала лепить, как попало. Так возникли низкие, бедные и глупые люди уже нам известные простолюдины, шужэнь.
Китайцы приписывали себе по две души. Одна после смерти возносилась на Небо. Другая же оставалась на Земле и могла и помогать, и вредить пока еще живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам обильные умилостивительные жертвы.
Для Китая была характерна идеализация прошлого и вытекающий отсюда традиционализм преданность традициям, что привело к неподвижности китайской жизни.
Большую роль в жизни китайцев играли гадания естественное для человека желание узнать будущее, примитивная футурология. Ничего важного как в личной, так и в общественной жизни без гадания не предпринималось. Религиозный ритуал был сложным. Он состоял из обильных жертвоприношений предкам и духам, из молитв.
Письменность. Мы упоминали уже китайскую письменность. Это плод рассудка, хотя, конечно, для создания письменности была нужна и большая доля воображения, но воображения не просто состоящего в хаотической игре образов, а подчиненного реальной задаче. Китайская письменность выросла из абстрактного геометрического стиля росписи на неолитической керамике. Это позволило перейти от узелкового способа передачи информации сначала на рисуночное, а затем и иероглифическое письмо.
Зарождение письменности привело к отделению умственного труда от физического. Образуется сословие чиновников-грамотеев, ученых.
Математика. Зарождается такая «кузница мышления», как математика. Первые арифметические и геометрические представления китайцев. выражались опять-таки на керамике, в точках-вмятинах и зарубках, в тех же узелках. Затем вместе с иероглифами, обозначающими слова, были созданы иероглифы для первых девяти чисел. Нуль не имел обозначения (его ввели индийцы с их культом небытия). Китайская система счисления была десятеричной: за десятком шел другой десяток как повторение первого на высшем уровне.
Астрономия. В Китае издавна велись наблюдения за небесными . Была установлена периодичность солнечных и лунных Они, особенно солнечные затмения, вызывали панику. Солнечное затмение считалось предвестником больших несчастий. Ван должен был знать о предстоящих затмениях и сообщать о них народу. Так он подтверждал свой титул Тянь-цзы Сына неба. Такие сведения должны были сообщать ему придворные астрономы. В китайской летописи рассказывается о том, как, согласно нашему летосчислению, 22 октября 2137 г. до н.э. в Китае произошло полное солнечное затмение, за непредсказание которого забывшие о добродетели два придворных астронома Хи и Хо были казнены по приказу императора. Данные астрономии и математики позволили китайским ученым создать календарь. Астрономическое время было разделено на годы по 365 дней. Год делился на месяцы по 30 дней. Лунный год связывали с солнечным годом через девятнадцатилетний цикл.
5. Основные философские школы Древнего Китая
Конфуцианство
Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главные из них Кун Фу-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по-русски Конфуций) жил в 551479 гг. до н.э. Его родина царство Лу, отец правитель одного из уездов этого второстепенного царства. Род Конфуция был знатен, но беден, в детстве ему пришлось быть и пастухом, и сторожем, и только в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе. Основал же свою школу Конфуций в 50 лет. У него было много учеников. Они записывали мысли как своего учителя, так и собственные. В представлениях о небе и духах Конфуций следовал традиции. Небо для него высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Судьба Учения самого Конфуция зависит от воли неба.
Конфуцианцыобщественники. В центре внимания конфуцианства проблемы взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. Кун Фу-цзы, как это и полагается социальному реформатору, был недоволен существующим. Однако идеалы его не в будущем, а в прошлом. Культ прошлого характерная черта всего древнекитайского исторического мировоззрения.
Конфуцианство прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), по которому должен следовать всякий, кто желает жить счастливо, т.е. в согласии с самим с собой, с другими людьми и с Небом. «Золотая середина» (чжун юн) середина в поведении людей между крайностями, например такими, как осторожность и несдержанность. Умение находить середину всем не дано. В нашем примере большинство людей или слишком осторожны, или слишком несдержанны.
Содержание работы
1. Мировоззрение человека.
2. Исторические типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, научное, философское, их особенности. Экологическое мировоззрение.
3. Основные аспекты философского знания.
4. Истоки китайской традиции и культуры.
5. Основные философские школы Древнего китая.
6. Древнегреческая философия: основные школы, мыслители, проблемы.
7. Первые философские школы Древней Греции: Милетская школа, Гераклит, Пифагорейцы, Элеаты, Атомисты.
8. Основные положения Сократовской философии.
9. Платон: онтология, гносеология, теория государства. Взгляды на природу и человека.
10. Энциклопедический характер философии Аристотеля. Аристотель о взаимодействии природы и человека.
11. Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики).
12. Особенности исредневековой философии, и её основные этапы. Экологическое сознание средневековья.
13. Философия Августина.
14. Проблема веры и разума.
15. Философия Фомы Аквинского и решение им проблемы соотношения веры и разума.
16. Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и простроение новой картины мира (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей).
17. Реформация и её роль в становлении нового типа философствования: Мартин Люттер.
18. Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
19. Немецкая классическая философия:основные идеи и представители.
20. Основные этапы развития позитивной философии от О.Конта до Т.Куна.
21. Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше).
22. Философия русского космизма (Н.Фёдоров, К.Циолковский, В.Вернандский). Природа и человек в понимании русских космистов.
23. Осмысление философами XIX века Русского пути (славянофилы, западники, почвенники).
24. Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм)
25. Философия Зигмунда Фрейда и эволюция фрейдизма.
26. Бытие, как философская категория, история её становления.
27. Основные формы бытия и проблема субстанции.
28. Многообразие концепций происхождения и сущности человека.
29. Сознание как условие воспроизведения человеческой культуры.
30. Мозг, психика, интеллект.
31. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального познания.
32. Научное познание и его специфические признаки.
33. Проблема истины.
34. Идея развития, и её философское воплощение.
35. Системная организация общества.
36. Особенности философского осмысления социальных отношений.
37. Культура и циыилизация. Единство и многообразие их форм, особенности взаимодействия.
38. Основные противоречия развития природы и общества.
39. Человек, индивид, личность. Свобода личности.
40. Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл.
41. Роль философии в решении глобальных проблем.
42. Экологические проблемы: сущность, структура.
43. Особенности экологического сознания стран Древнего Востока, Древней Греции.
44. В.Вернандский: учение о ноосфере.
45. Развитие экологических идей в ХХ веке.
46. "Университетская этика" (Т.Торо, М.Ганди, А.Швейнер)
47. Биоцентризм (Эмерсон, Кетлин, Лоц, Элне, Олматед)
48. Пути переяода к устройчивому развитию.
Использованная литература
- Бердяев А.П. Введение в философию М.: Рассвет.1998. 670с.
- Радугин В.А Философия. М.: ТулГУ.2000. 450с.
- Скопин В.В. Философия. М.: Инфо. 1997. 690с.
- Щукин Ю.М. Философия. М.: ТулГу. 2004. 560с.
- Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ответственный академик РАН Г.В. Осипов. М.: Норма, 2005. 912с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 574 с.