Природа как объект философского осмысления. Актуальные проблемы взаимодействия человека и природы.
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Природа как объект философского осмысления. Актуальные проблемы взаимодействия человека и природы."
Автор работы: Ольга
Страниц: 27 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Современная производственная, экономическая деятельность человека основывается на использовании огромного количества энергии и разнообразных веществ, химических соединений, других материалов. Это вызывает значительную нагрузку на окружающую среду, связано с сокращением жизненного пространства для нетронутой, дикой природы, проникновением в биосферу веществ, несвойственных для природного круговорота, нарушением энергетического баланса. Мощность этой нагрузки достигла такого уровня, что она полностью способна вызывать серьезные экологические кризисы и катастрофы [1]. Среди экологических проблем глобального масштаба следует назвать такие: загрязнения атмосферы, литосферы, гидросферы; проблема изменения климата; обеднение животного и растительного мира; вырубка лесов; снижение плодородия лесов. Экологические проблемы проявляютя не только на глобальном, но и на региональном и местном уровнях. Весь комплекс экологических проблем создает сегодня реальную угрозу уничтожения человечества. Это требует немедленного и коренного изменения взаимоотношений общества и природы.
Изучает закономерности взаимодействия общества и природы, исследует пути гармоничных отношений между человеком и природой новое направление философии − экофилософия. Предмет экофилософии включает наиболее общие и значимые проблемы как экологии в частности и, особенно, экологии человека, так и философии, в характерном для нее мировоззренческом, рационалистическос, критическом и интегральном осмыслении их онтологических, гносеологических, праксиологических и аксиологических аспектов.
1. Предмет, проблемы и история развития экофилософии
Экофилософия − сравнительно новая область философского знания, вызванная к жизни рядом объективных обстоятельств. У истоков экофилософии находятся работы естествоиспытателей XX века − Леруа, В.И. Вернадского, А. Чижевского и других, а сам термин экология был предложен еще в середине XIX века известным германским ученым-биологом Э. Геккелем. С его точки зрения, экология (с гр. − наука о доме, жилище) − это наука, которая изучает взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания В. И. Вернадский (1863-1945) формулирует понимание жизни на Земле как геологическое явление, потому что по силе своего воздействия и по последствиям развитие жизни и создание биосферы оказало значительное влияние на эволюцию нашей планеты [2]. Еще большее воздействие на все процессы, происходящие на планете, оказало появление человека и его хозяйственная деятельность, которая, по словам В.И. Вернадского, уже в сороковые годы XX века приобрела масштабное, геологическое влияние. Человечество, по Вернадскому, с одной стороны, − геологическая сила, а с другой, − новое состояние биосферы и на определенном этапе она перестает развиваться стихийно, преобразуясь в ноосферу − разумную оболочку планеты. Таким образом, первая группа причин возникновения экофилософии − развитие естественнонаучного знания о планете Земля.
Вторая группа причин, ускорившая становление экофилософии − обострение кризисных явлений в среде обитания − в природных процессах в связи с возмущающим воздействием хозяйственной деятельности людей на все природные процессы, идущие в атмосфере, гидросфере и на земле.
Третьей группой причин являются проблемы будущего земли, это − теоретические разработки, независимых экспертов, собравшихся под эгидой Римского клуба, равно и разработки других ученых, работающих по глобальному моделированию.
Во второй половине ХХ века складывается понимание предмета экофилософии как комплексных социальнофилософских исследований взаимодействия общества и природы. Экология, в узком смысле слова, является наукой, задача которой − определение предельно допустимых границ воздействия промышленной деятельности людей на природу, а значит, задачей экофилософии является отыскание таких способов взаимодействия с природными объектами, которые не приносят катастрофических последствий для природы, среды обитания, и для человека [3].
В США толчком для движения инвайроменталистов служила публикация в 1962 году книги Рейчел Карсон «Молчаливая весна». Автор описала вредное влияние пестицидов (ДДТ) на животных и людей. Эта книга посодействовала тому, что люди начали задумываться о негативных последствиях, на первый взгляд, безопасных технологий, широко используемых в сельском хозяйстве и промышленности. В результате сотни тысяч американцев провели акции протеста, много из них активно участвовали в создании известных экологических организаций, таких как Фонд защиты окружающей среды в 1967 году, Друзья Земли в 1968 году, Гринпис в 1970 году. Участники массового экологического движения получили название «новые инвайронменталисты», потому что их взгляды относительно окружающей среды принципиально отличались от взглядов их предшественников, которые беспокоились в основном о сохранении отдельных природных территорий и экономном использовании природных ресурсов. Активисты нового экологического движения основывали свою деятельность на результатах молодой научной дисциплины экологии. Ученые-экологи утверждали, что все элементы планетарной среды близко и неразрывный связаны между собой, и только путем принятия новой социальной этики, в рамках которой экономический рост будет иметь меньшее значение, чем экологическое здоровье, возможно выживание человеческой расы [3].
В 70-х годах внутри нового экологического движения возникает несколько направлений, самыми заметными из них в контексте формирования неогуманистических ценностей есть экофилософия, экософия, «глубинная экология». Суть и содержание данных понятий детально рассматривает профессор Университета Виктории (Канада) А.Дренгсон. Он отмечает, что в течение последних 30-ти лет философские исследования игнорировали мир природы, исследования в области этики фокусировались только на человеческих ценностях, поэтому подходы, в которых акцент делался на экоцентрические ценности, получили развитие в рамках экофилософии. Дренгсон объясняет, что целью философии является также софия или мудрость, поэтому целью экофилософии является экософия или экологическая мудрость. По его мнению, практика экофилософии представляет собой комплексное исследование ценностей, природы мира и личности. Экофилософия помогает развивать глубокие и гармоничные отношения между личностью, социумом и миром природы. Экософия определяется теоретиками экофилософии как стремление к экологической гармонии и балансу. Экософия содержит нормы, правила, постулаты и ценностные приоритеты, имеющие отношение к состоянию Вселенной. Таким образом, мудрость, накапливаемая экофилософией, важна не только в практическом измерении: фактическое знание о загрязнении окружающей среды, природных ресурсах, населении имеют значение только в том случае, когда они базируются на определенных ценностных приоритетах. Представители движения глубинной экологии считают самым важным аспектом признание ценности всех живых существ и разнообразие их видов. С точки зрения глубинной экологии для сохранения многообразия и достижения экологической гармонии необходимо фундаментальное изменение базовых ценностей. Иначе природное многообразие будет разрушено, а вместе с ним и способность поддержки разнообразия человеческих культур. Платформа движения глубинной экологии была разработана Арне Наессом и Джорджем Сешинсом в 1984 году во время путешествия через Долину Смерти в Калифорнии. Платформа содержит восемь принципов, которых необходимо придерживаться при решении проблем, взванных глобальным экологическим кризисом.
1. Благосостояние и процветание человеческой и нечеловеческой жизни являются врожденными ценностями. Они не зависят от полезности нечеловеческого мира для целей человека.
2. Богатство и многообразие форм жизни способствует реализации этих ценностей, а также является ценностями сами собой.
3. Люди не имеют права уменьшать это богатство и многообразие, кроме как для удовлетворения своих витальных потребностей.
4. Процветание человеческой жизни и культур совместимое со значительным снижением человеческого населения. Процветание нечеловеческой жизни требует такого снижения.
5. Современное вмешательство человека в нечеловеческий мир слишком существенное, и ситуация быстро ухудшается.
6. Таким образом, принципы деятельности должны быть изменены. Эти принципы влияют на основные экономические, технологические и идеологические структуры. В результате состояние дел будет существенно отличаться от современного.
7. Идеологические изменения заключаются в осмыслении качества жизни (жизнь в условиях урожденной ценности), чем как в повышении уровня жизни.
8. Те, кто согласны с вышеизложенными принципами, должны прямо или опосредствовано пытаться способствовать необходимым изменениям.
С 80-х годов становится все более заметной экологизация всей современной науки.
Если в начале своего становления экология как особенная область знаний исследовала только популяции и биологические виды, то в это время объектами ее анализа становятся экосистемы и биоценозы, а затем и вся биосфера в целом. Идеи В.И Вернадского продолжает английский геофизик Джеймс Лавлок, который выдвинул гипотезу существования Земли, названную Гея-гипотезой. Согласно этой гипотезы все сферы Земли, включая биосферу действуют как единый внутренне согласованный организм и динамические процессы, происходящие в нем, обеспечивают планете стабильность и равновесие.
Содержание работы
Введение 3
1. Предмет, проблемы и история развития экофилософии 4
2. Философский анализ взаимодействия общества и природы 10
2.1. История взаимодействия общества и природы 10
2.2. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис 16
3. На пути к гармонизации в отношениях с природой 20
3.1. Объективное содержание экологического императива и необходимость экологизации мировоззрения людей и всей социальной практики 20
3.2.Концепция устойчивого развития общества 21
3.3. Ноосферная стратегия устойчивого развития 23
Заключение 26
Библиографический список 27
Использованная литература
- Богобоящий В.В., Курбанов К.Р. Принципы моделирования и прогнозирования в экологии. − К.: Центр учебной литературы, 2004. − 216с.
- Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. − М.: Наука, 2000.− 504с.
- Добрынина В. И. Философия XX века. Учебное пособие. − М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. − 288с.
- Назарук Н.Н. Основы экологии и социоэкологии. − Львов: Афиша, 2000. − 256с.
- Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с при¬родой. − М.: Прогресс, 1986.− 432с.
- Соловьев А. Американская экофилософия / http://gtc-ministry.com/cgi-bin/articles.pl
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. − М., 1987.