Феномен тоталитаризма в контексте европейской культуры
по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Феномен тоталитаризма в контексте европейской культуры"
Автор работы: Витача
Страниц: 239 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Периоды кризиса в развитии общества, как правило, сопровождаются крайне болезненной процедурой \\"переоценки ценностей\\", ставящей под сомнение всю предшествующую социокультурную традицию, всю систему аксиологических доминант и духовно-нравственных ориентиров этого общества. Под вопросом оказывается актуальность ценностного диспозитива и, соответственно, его регулятивный статус. Как известно, слова \\"кризис\\" и \\"критика\\" этимологически родственны и восходят к греческому слову, означавшему \\"различаю, сужу, выношу приговор\\". Метафорически кризис можно представить как радикальную самокритику общества, суд над прошлым и настоящим ради будущего. Однако, в пределе такая критика оборачивается утратой национально-культурной идентичности, приводя к нигилистическому отказу от своей культуры как ненастоящей и иллюзорной, к стремлению освободиться от дискредитированного исторического наследства, начать с нуля, взяв за образец иные, кажущиеся более успешными, прагматично-\\"посюсторонними\\" и потому более эффективными, ценностные доминанты: отрицание подлинности самого себя есть утверждение подлинности Другого. Если своя культура интерпретируется как неподлинный хаос видимостей (т.е. \\"симулякр\\" в терминах современной постмодернистской философии), находящийся вне мирового исторического процесса, то в соответствии с логикой трансфера, Другой наделяется всей полнотой истины, становясь ее - истины - непререкаемым источником.
Концепция тоталитаризма, разрабатывавшаяся западными теоретиками М.Истменом, Х.Арендт, Р.Ароном и др. в 30-50-е гг. была подхвачена учеными, имевшими определяющее влияние на формрование реальной политики США (прежде всего такими, как советник президента США по национальной безопасности З.Бжезинский и профессор Гарварда, один из авторов конституции ФРГ К.Фридрих) и активно использованы в качестве основополагающей идеологической стратегии в \\"холодной войне\\" против СССР: отождествление побежденного европейского фашизма с советским коммунизмом, при полном игнорировании фундаментальных различий между этими режимами, преследовало вполне очевидные политические цели.
С конца 80-х гг. концепция тоталитаризма становится чрезвычайно популярной в отечественной исторической и социально-философской науках.
Понятие \\"тоталитаризм\\" начинает использоваться как ключевой, всеобъясняющий концепт при описании советского периода российской истории, а в некоторых исследованиях и русской культуры в целом: идеологический симулякр стал той точкой идентификации, в которой советское и постсоветское общество уясняло себе свою целостность. При этом либеральное происхождение термина \\"тоталитаризм\\" воспринималось как некий трансцендентный гарант значения и научной объективности только Другой владеет подлинной неидеологизированной правдой о нас самих.
Однако, актуальность настоящей работы не исчерпывается необходимостью выявления и деконструкции сознательно мифогенной
Содержание работы
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение.
Глава 1. Сравнительный анализ западноевропейских концепций тоталитаризма: идеологический и культурный контекст.
1.1. Либеральная парадигма тоталитаризма и проблемы метаязыка типологического описания социокультурных традиций.
1.2. Концепция тоталитаризма в дискурсе Франкфуртской школы: от Диалектики Просвещения к Одномерному человеку.
1.3. Семантика без онтологии: тоталитаризм как языковой феномен.
Глава 2. Западноевропейские концепции тоталитаризма и специфика русской системы ценностей.
2.1.Культурно-историческое значение концепта договор\\". \\"Договор\\" и \\"дар\\" как две социокультурные модели.
2.2. Идея \\"договора\\" как доминанта западноевропейского культурного сознания и ее религиозно-догматическая легитимация.
2.3. Власть, договор и дар в контексте \\"энергийного символизма\\" русской культуры.
Заключение.
Список литературы.
Использованная литература
- (всего 239 наименований)
- Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, СП ИВО СиД, 1991.
- Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской
- культуры //Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа.
- Искусство и культура. - М.: Наука, 1973.
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. -
- N 7, N 9.
- Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура //Россия. Russica. 6.
- Аверинцев С.С. Иудаистическая мифология //Мифы народов мира.
- Энциклопедия в 2-х тт. Т.1. - М.: Рос. Энциклопедия, 1994.
- Аверинцев С.С. Мытарства //Там же. Т.2.
- Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -
- М.: Школа \\"Языки русской культуры\\", 1996.
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda,1997.
- Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа
- гуманитарных науках. - М.: Наука, 1977.
- Автономова Н.С. Деррида и грамматология //Ж.Деррида. О грамматологии.
- - М.: Ad marginem, 2000.
- Авторханов А. Происхождение парторатии //Октябрь. 1991. N 2.
- Алексеев Н.Н. Русский народ и государство.- М.: Аграф, 1998.
- Арендт Х. Вирус тоталитризма //Новое время. 1991. N 11.
- Арендт Х. Тайная полиция. //Там же. - 1992. N 6.
- Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1998.
- Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. - СПб.: Алетейя, 2000.
- Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Текст, 1993.
- Арон Р. Мнимый марксизм. - М.: Издательская группа \\"Прогресс\\", 1993.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки не для печати, заветные
- 211
- пословицы и поговорки. - М.: Ладомир, 1998.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989.
- Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им.Сабашниковых, 1996.
- Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. - М.:
- Прогресс - Универс, 1995.
- Бенедиктов Н.А. Исторический процесс: единство и многообразие.
- Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.
- Бенедиктов Н.А., Евстигнеев С.А., Мишин В.А. Ленин: Марксизм и русская
- идея. Нижний Новгород, 1994.
- Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии.-
- Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского,
- Беньямин В. О понятии истории //\\"Художественный журнал\\". 1995.N7.
- Беньямин В. Московский дневник. - М.: Ad marginem, 1997.
- Берг М. Литературократия. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.
- Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990.
- Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч.1. М.: Паломник, 1993.
- Бибихин В.В. Nama // Языковая практика и теория языка. - М.: Изд-во
- МГУ, 1973.
- Бибихин В.В. (В.Вениаминов). Краткие __________сведения о житии и мысли
- св.Григория Паламы //Св.Григорий Палама. Триады в защиту священно-
- безмолвствующих. - М.: Канон, 1995.
- Библер В.С. На гранях логики культуры. - М.: Русское феноменологическое
- общество, 1997.
- Блок М. Короли-чудотворцы. - М.: Школа \\"Языки русской культуры\\",
- Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. - Екатеринбург: Изд-во
- Урал. ун-та, 1998.
- 212
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство,
- Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было //\\"Художественный журнал\\".-1993.
- N4.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000.
- Бонецкая Н.К. Слово в теории языка П.А.Флоренского //Studia Slavica
- Hungarica, 34,1988. N 1/4.
- Брюсов В. Стихотворения. - М.: Правда, 1984.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика,
- Вебер М. Протестантская этика. - М.: Прогресс, 1973.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. - М.: Республика, 1994.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.:
- Прогресс, 1988.
- Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века //Вопросы
- философии. 1992. N 2.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Сочинения, т.IV. - М.: Соцэкгиз, 1959.
- Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990.
- Гелбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. - М.:
- Прогресс, 1979.
- Гельвеций К.-А. О человеке, его умственных способностях и его
- воспитании. - М.: Соцэкгиз, 1938.
- Гирнус В. Западно-восточные вандалы //Иностранная . 1976.N8
- Гоготишвили Л.А. Коммуникативная версия исихазма. //А.Ф.Лосев. Миф.
- Число. Сущность. - М.: Мысль, 1993а.
- Гоготишвили Л.А. Платонизм в зазеркалье ХХ века.//А.Ф.Лосев. Очерки
- античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993в.
- Гозман Л., Эткинд А. Метафоры или реальность? Психологический
- 213
- анализ советской истории //Вопросы философии. - 1991. N 3.
- Головатенко А.Я. Тоталитаризм ХХ века. - М.: Интерпракс, 1992.
- Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.:
- Канон, 1995.
- Гройс Б. Утопия и обмен. - М.: Знак, 1993.
- Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности //Россия и Германия:
- Опыт философского диалога.- М.: Медиум, 1993.
- Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. - М.:
- Изд-во МГУ, 1990.
- Гумилев Л., Панченко А. Чтоб свеча не погасла. - Л.: Сов. писатель, 1990.
- Гумилев Л.Н. Историко-философские сочинения князя Н.С.Трубецкого
- //Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М.: Прогресс - Универс, 1995.
- Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.:
- Искусство, 1981.
- Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами
- современников. - М.: Искусство,1989.
- Гуревич А.Я. Избранные труды. Т.2. Средневековый мир. - М.-СПб.:
- Университетская книга, 1999.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1
- Репринт,1955.
- Данте. Божественная комедия. - М.: Интерпракс, 1992.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М.,1990.
- Делез Ж. Представление Захер-Мазоха // Захер-Мазох Л.фон Венера в
- мехах. - М.: Культура, 1992.
- Делез Ж. Логика смысла. - М.: Издательский Центр \\"Академия\\", 1995.
- Делез Ж. Ницше. - СПб.: Аксиома, Кольна, 1997.
- Делез Ж. Различие и повторение.- СПб.: ТОО ТК \\"Петрополис\\", 1998.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт
- экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998.
- 214
- Дельбрюк Г. История военного искусства. Т.III. - М.: Воениздат, 1933.
- Деррида Ж. Позиции. Киев: \\"Д.Л.\\", 1996.
- Деррида Ж. О грамматологии. - М.: Ad marginem, 2000.
- Деррида Ж. Почтовая открытка от Сократа до Фрейда и не только. -
- Минск: Современный литератор, 2000.
- Деррида Ж. Письмо и различие. - М.: Академический Проект, 2000а.
- Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. - М.:
- Языки русской культуры, 1998.
- Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевро
- пейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.21. - Л.: Наука, 1980.
- Дугин А.Г. Консервативная революция. - М.: Арктогея, 1994.
- Дьяконов М.А. Власть московских государей: Очерки из истории
- политических идей древней Руси до XVI в. СПб.: Типография Скороходова,
- Екатерина II. Сочинения__________. Т.1. - СПб.: имп. Акад. наук, 1901.
- Елизаренкова Т.Я. Язык и стиль ведийских риши. - М.: Наука,
- Издательская фирма \\"Восточная \\", 1993.
- Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. - М.: Советский писатель,
- Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. - М.: РИК
- \\"Культура\\", 1993.
- Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. - М.: Политиздат, 1992.
- Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. -
- М.: Гнозис, 1994.
- Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. - М.: Школа \\"Языки
- русской культуры\\", 1996.
- Жид А. Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение из
- СССР. - М.: Московский рабочий, 1990.
- 215
- Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Изд-во \\"ХЖ\\", 1999.
- Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века
- //Кентавр. 1992. N 5-8.
- Замятин Е. Мы: Романы, повсти, рассказы, сказки.- М.: Современник,
- Захер-Мазох Л.фон Венера в мехах. - М.: Культура, 1992.
- Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
- Зенкин С.Н. Жан Бодрийяр: Время симулякров //Ж.Бодрийяр.
- Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000.
- Зимовец С. Молчание Герасима. - М.: Гнозис, 1996.
- Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного
- экономического человека. М.: ГИЗ, 1924.
- Зонтаг С. Мысль как страсть. - М.: Гнозис, 1997.