Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Философия --> Русская философия: Философия Н.Г.Чернышевского. Философия В.С.Соловьева.

Русская философия: Философия Н.Г.Чернышевского. Философия В.С.Соловьева.

Москва

Реферат по предмету:
"Философия"



Название работы:
"Русская философия: Философия Н.Г.Чернышевского. Философия В.С.Соловьева."




Автор работы: Ольга
Страниц: 10 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Русская философия это феномен мировой философской мысли. Феноменальность русской философии объясняется историей развития философской мысли. Особенность развития заключается в том, что русская философия существовала исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейских и мировых философских течений, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада эмпиризма, идеализма, рационализма и других. Одновременно русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада .

Целью написания реферата является изучение особенностей русской философии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Дать общую характеристику материалистической традиции в России. Философия Н. Г. Чернышевского;

Дать общую характеристику русской религиозно-идеалистической философии. Соловьев;

Оценить вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.

При работе над рефератом были использованы научная и учебная литература, статьи в научных журналах, интернет-сайты.

1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н. Г. Чернышевского

В 40-х годах XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего трудами А. И. Герцена. По его мнению, философия и естествознание изучают одно и то же окружающий нас «фактический мир» и не могут развиваться без опоры друг на друга.

Герцен и Писарев указывали на то, что естествознание имеет огромное значение для выработки у молодого поколения правильного научного мировоззрения, так как оно приучает ум к постижению истины, готовит молодежь для борьбы за преобразование общественной жизни. Он утверждает, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа, что «сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развития». Логика только «отвлеченная разумность природы и историизаконы мышления сознанные законы бытия». Идеализм он называет «не чем иным, как схоластикой протестантского мира». Человека Герцен рассматривает как часть природы и подчиненным ее законам. В вопросах познания, которые в его работах занимают одно из главных мест, Герцен исходит не только с позиции материализма, но и диалектики. Он стремится преодолеть крайности как эмпиризма, так и рационализма, правда, ошибочно отождествляя эмпиризм с материализмом, а идеализм с рационализмом. Источником знания является опыт, впечатления, которые передают нам образы и вместе с тем моральное убеждение, верование, что они соответствуют предметам сущим, возбудившим их в нашем сознании». А данные опыта человек подвергает рациональному обобщению. Большое место уделял А. И. Герцен и вопросу о методе познания. Он утверждал, что метод «не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внешнего удобства»,что он «есть самое развитие содержания, эмбриология истины, если хотите».

В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интеллигенции в этот период были Н. Г. Чернышевский (1828 1889), Н. А. Добролюбов (1836 1861), Д. И. Писарев (1840 1868). Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер .

Чернышевский был последовательным материалистом. Важнейшие элементы его философского мировоззрения - борьба против идеализма, за признание материальности мира, первичность природы и признание человеческого мышления отраженем объективной, реальной действительности, антропологический принцип в философии, борьба против агностицизма, за признание познаваемости предметов и явлений. Чернышевский материалистически решал основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию. Он, отвергая идеалистическое учение о превосходстве духа над природой, утверждал первичность природы, обусловленность человеческого мышления реальным бытием, которое имеет свою основу в самом себе.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Он высказал мысль, что бедные и власть-неимущие люди никогда не смогут подняться из тёмного невежества, им не доступны блага образования.

Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики - непримиримой и радикальной. Именно такой подход он особенно ценил у Л. Фейербаха. В фейербаховской критике гегелевской философии Чернышевский видел образец решительного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического идеализма в диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития".

2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия B. C. Соловьева

Так, для русской философии характерно сильное влияние религиозных учений, в особенности православия и язычества. Исследователи выделяют следующие характерные черты: космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм .

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 1900) философ-идеалист, мистик, публицист, поэт. Он был наиболее крупным религиозным философом. Им была разработана идея Богочеловечества, т. е. идея, что России уготована миссия соединить Бога и человека в одном лице .

Основными идеалами его философии были:

идея всеединства объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности право, высший любовь);

идея прогресса как всеобщей связи поколений;

идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

идея Бога как выражения добра;

идея "богочеловека" жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

идея Софии всеобщей Божественной мудрости;

русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I ) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина) .

3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли

Русская философия внесла свой вклад в сокровищницу мировой философской мысли. Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой два титана русской культуры были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.

Вклад русской религиозной метафизики в мировую философию значителен, но не менее важен ее вклад в мировую христианскую теологию. Русская философия конца ХIХ начала ХХ века была ответом на вызов времени, который привел, по выражению вселенского патриарха Афинагора, к неопатристическому синтезу. Надо иметь ввиду, что последний великий православный богослов Григорий Палама жил полтысячелетия назад, а за это время мир очень сильно изменился. И если православие не хочет остаться богослужебной традицией для узкого круга лиц, а хочет быть тем, к чему призывал Христос: проповедью Евангелия до краев земли, - необходимо отвечать на вызовы времени. В частности, если речь идет о научно-философском дискурсе, то надо учитывать идею историчности бытия, идею процессуальности не только отельных явлений, например общественной жизни, но и сущего как такового. Научная картина мира все более плотно подходит к концепции универсального эволюционизма. Верующий разум должен сформулировать свое понимание этой ситуации. Русские религиозные мыслители ХIХ - ХХ вв., сумели дать свое понимание основных истин христианства: истины Боговоплощения, Искупления, - но уже в свете новой картины мира. Им для этого надо было уточнить и конкретизировать концепцию Творения, убрать излишнюю антропоморфность в представлениях о творении мира, внести динамику в раскрытие понятия Сущего. Более того, именно в России, и только в России мы получили православно-христианскую метафизику культуры и истории. В византийской мысли этого не было, там были сугубо богословские разработки в области триадологии, сотериологии, христологии. Но именно русские религиозные мыслители внесли свой вклад в такие сюжеты как Церковь и история, Церковь и культура. Кроме того, есть прагматический аспект нашего интереса к русской религиозной философии, ведь никакой другой самостоятельной состоявшейся традиции у нас просто нет. Гегельянство, марксизм, психоанализ, - это внешние для нашей культуры течения, мы должны их изучать, но полностью раствориться в них не можем. Ни у кого не вызывает сомнения, что нужно изучать и осваивать литературное наследие Гоголя, Лермонтова или Чехова. А вот то, что в философии можно обойтись без Бердяева, Франка или Соловьева, для многих, к сожалению, вещь сама собой разумеющаяся.

Содержание работы

Введение 3

1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н. Г. Чернышевского 4

2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия B. C. Соловьева 6

3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли 7

Заключение 9

Список использованных источников 10

Использованная литература

  1. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия М., 2005. с. 672.
  2. Гуревич П. С. Философия. Учебник для вузов, М.: Центр "Замилов", 2003 - с.145-150
  3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр, 1997. - 327 с.
  4. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). М.: Приор-издат, 2004. 224 с.
  5. http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_01_2008/1862-nashe-intervju.-intervju-s-rektorom.html


Другие похожие работы