Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Литература русская --> Серебряный век в русской литературе.

Серебряный век в русской литературе.

Москва

Реферат по предмету:
"Литература русская"



Название работы:
"Серебряный век в русской литературе."




Автор работы: Ольга
Страниц: 22 шт.



Год:2007

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение.

Серебряным веком в сравнении с золотым, пушкин¬ским, в истории русской культуры принято называть ко¬нец XIX начало XX столетия. До сих пор нет единого мне¬ния о его хронологических рамках. Тем не менее его началом считают знаменитую речь Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а кон¬цом программную речь А. Блока «О назначении поэта» (1921). Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь философии и по¬эзии, Считалось, что первым ввел в обиход термин «Серебряный век» Николай Бердяев. Разумеется, уже после Октябрьского переворота. (Правда, документальных подтверждений, что именно Бердяев, не найдено, и сейчас этот факт ставится под сомнение).

Название «Серебряный век» является поэтическим и метафорическим. Его могли придумать и сами представители Серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над се¬ребряным веком стыл...». Его употребляет Н.А. Бердяев, А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века. В самом названии имеется некоторое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнеч¬ный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Напротив, искусство Серебряного века стремится быть только искусством. Излучае¬мый им свет предстает лунным, отраженным, сумереч¬ным, таинственным, магическим и мистическим.

Неповторимость серебряного века видится прежде всего в сложившейся в России ситуации с мощ¬нейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианско¬го сознания, другим выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих вы¬сот. В то время, когда, собственно говоря, Серебряный век существовал и творился, его создатели и персонажи не задумыва¬лись над тем, как назвать время, в котором они живут. Само выражение Серебряный век заимствовано из «Мета¬морфоз» Овидия. В прологе к этой поэме «Четыре века», Овидий рассказывает о четырех ста¬диях в жизни человечества: Золотом, Серебряном, Медном и Железном веке. Самым счастливым и беззаботным был, ра¬зумеется, Золотой век.

В истории русской культуры Золотым веком называется пуш¬кинская эпоха.

О русской поэзии серебряного века существует обширная литература о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т. ч. такие крупные ученые, как В.М. Жирмунский, В. Орлов, Л.К. Долгополов, продолжают писать М.Л. Гаспаров, Р. Д. Тименчик, .А. Богомолов и многие другие. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания например, В. Маяковского (На Парнасе серебряного века), И Одоевцевой (На берегах Невы), трехтомные воспоминания А. Белого; издана книга Воспоминания о серебряном веке.

1. Основные черты и значение «Серебряного века» для культуры России.

Серебряный век не может быть связан с именем какого-то одного, или, скажем, двух-трех писателей. Более того, несправедливо ограничивать его только литературой. Процес¬сы, характеризующие Серебряный век, почти одновременно происходили не только в литературе, но и в изобразительном искусстве и архитектуре, театре, музыке и в сфере общест¬венной мысли. Творцов объединяло то, что они осознавали свое время как особое, выходящее за рамки того, что было прежде. Именно в эту эпоху резко изменилось представление об этике художника, о том, как соотносятся творчество и личная жизнь.

Если мы все же попытаемся определить нечто единое для Серебряного века, какую-то основополагающую его линию, то, в первую очередь, нужно помнить, что течения, дав¬шие ему основу, возникли на почве глубокого разочарования в идеологии и художественной практике второй полови¬ны XIX столетия.

Отличительная особенность Серебряного века в том и состоит, что это единственная, пожалуй, эпоха, когда русская художественная культура развивалась в одном русле с европейской.

Началось с усвоения некоторых новаций, появившихся на Западе. В области литературы бесспорно влияние французов Шарля Бодле¬ра, Артюра Рембо, Поля Верлена, Стефана Малларме, бри¬танца Оскара Уайльда, американца Эдгара Аллана По, бельгийцев Мориса Метерлинка и Эмиля Верхарна. Но тогда русская художественная культура обладала на¬столько могучим потенциалом, что она, усвоив зарубежные новинки и, как водится, приспособив их к местным условиям пошла даль¬ше.

Однако никто не станет спорить, что русская поэзия Серебряного века - явление совершенно потрясающее. Никогда одновременно не появлялось столько гениальных поэтов! Кста¬ти сказать, именно Серебряному веку мы обязаны тем, что имеем возможность читать мировых поэтических гениев в перево¬дах. Шекспир на русском языке - это Михаил Лозинский и Борис Пастернак; Данте - Михаил Лозинский.

Сколько длился Серебряный век? Одни считают, что эта эпоха, длиною от силы в четверть века, простирается между временем Александра III и семнадцатым годом XX столетия.

Иногда отсчет пытаются вести с пушкинской речи Достоев¬ского. Вообще Достоевский оказал огромное влияние как на идеологию Серебряного века, так и на его поэтику. До сих пор не осмысленный вполне афоризм Достоевского «красота спасет мир» вполне мог лечь в основу эстетических исканий 1890-х годов.

Особое место в философии и культуре серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исто¬рический тупик, в котором она оказалась (сборники «Вехи», «Из глубины»).

Художественный уровень, открытия и находки в рус¬ской философской мысли, литературе и искусстве «се¬ребряного века» дали твор¬ческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесно¬го мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т. д. Не случайно академик Д. Лихачев заметил од¬нажды со сложным чувством: «Мы подарили Западу нача¬ло нашего века...»

2. Литературные течения серебряного века.

Русский символизм.

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал Весы (1904 1909).

Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве. Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику творцу. «Недосказанность», «утаённость смысла» - символ главное средство передачи созерцаемого тайного смысла. Символ вот центральная эстетическая категория нового течения. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении»,- считал теоретик символизма Вячеслав Иванов. «Символ окно в бесконечность»,- вторил ему Фёдор Сологуб.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др. это группа старших символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделиась группа младших символистов А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, А. Блок и др.

Поэзия символистов это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах

поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из

символистов, такие, как Н.Минский, Д. Мережковский, начинали свой

творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали

ориентироваться на идеи богостроительства и религиозной общественности. Старшие символисты резко отрицали окружающую

действительность, говорили миру нет:

Я действительности

нашей не вижу,

Я не знаю нашего

века... (В.Я.Брюсов)

Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это звонко-звучная тишина у В. Брюсова, И светлых глаз темна мятежность у Вяч. Иванова, сухие пустыни позора у А. Белого и у него же: День жемчуг матовый слеза течет с восхода до заката. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус Швея.

На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно стараюсь угадать

За ним другое, то, что скрыто.

Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский. Мало известный при жизни, возвеличенный в сравнительно небольшом кругу поэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Среди миров, в мерцании светил» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия, его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом.

Особое внимание проявляли символисты к художественному

новаторству преобразованию значений поэтического слова, развитию

ритмики, рифмы и т.д. старшие символисты еще не создают систему

символов; Они импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие

оттенки настроений, впечатлений. Слово как таковое для символистов

утратило цену. Оно стало ценным только как звук, музыкальная нота, как

звено в общем мелодическом построении стихотворения.

Новый период в истории русского символизма (1901-- 1904) совпал с

началом нового революционного подъема в России. Пессимистические

настроения, навеянные эпохой реакции 1980-х начала 1890-х гг. и

философией А.Шопенгауэра, уступают место предчувствиям неслыханных

перемен. На литературную арену выходят младшие символисты

последователи философа-идеалиста и поэта Вл. Соловьева, представлявшего, что старый мир на грани полной погибели, что в мир входит божественная Красота, которая должна спасти мир, соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать царство божие на земле:

Знайте же: Вечная

Женственность ныне

В теле нетленном на землю

идет.

В свете немеркнущем новой

богини

Небо слилося с пучиною вод.

(Вл.Соловьев)

Содержание работы

Введение..3

1. Основные черты и значение «Серебряного века» для культуры России..5

2. Литературные течения серебряного века:

а). Символизм..7

б). Акмеизм..11

в). Имаженизм.14

г). Футуризм16

Заключение19

Список использованной литературы....20

Приложения

Использованная литература

  1. Список использованной литературы.
  2. 1. Бавин, С.П.Судьбы поэтов серебряного века : библиогр. очерки / С.П. Бавин, И.В. Семибратова. - М., 1993. С. 281-283., 375-376.
  3. 2. Багновская, Н.М. Основы культурологии: учеб. пособие для студентов вузов. - М, 2004. C. 204-216.
  4. 3. Воспоминания о серебряном веке / Сост.,авт. предисловия и коммент. В.Крейд. - М. : Республика, 1993. - 559 с.
  5. 4. История русской литературы XX век. Серебряный век / Под ред.Ж.Нива и др. - М. : Прогресс, 1995. - 704с.
  6. 5. Маковский, С.К. На Парнасе Серебряного века / С.К. Маковский. - М.: Наш дом; Екатеринбург : У-Фактория, 2000. 400с.
  7. 6. Маковский, С.К. Портреты современников / С.К. Маковский. - М., 2000. С.152-159., 638.
  8. 7. Русская серебряного века/ ред.. В.В. Агеносов.-М.,1997.-С.211-212.
  9. 8. Третьяков, В.П. Открытые письма серебряного века / В.П. Третьяков; Санкт-Петербургский фонд культуры. - СПб. : Славия, 2000. - 368с.:ил.
  10. 9. Трубина, Л.А. Русская ХХ века: учеб. пособие для поступ. в вуз. М., 1998. С. 19-42, 60-118.
  11. 10. Тух, Б.И. Путеводитель по Серебряному веку : крат. попул. очерк об одной эпохе в истории рус. культуры / Борис Тух. - 2-е изд. - М., 2005. С. 5 - 19.


Другие похожие работы