Взаимосвязь экологического и литературного воспитания дошкольников
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Взаимосвязь экологического и литературного воспитания дошкольников"
Автор работы: Елена Рабощук
Страниц: 43 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи экологического и литературного воспитания дошкольников
1.1. Состояние исследования проблемы в педагогической науке и практике
Анализ научных исследований показал, что большинство ученых (Н.Горопаха, И.Зверев, Н.Кот, Н.Лысенко, В.Маршицкая, С.Николаева, З.Плохий, Н.Рыжова, И.Суравегина, Н. Ярышева) целью экологического воспитания определяют формирование основ экологической культуры. Составными элементами экологической культуры выступают экологические знания, познавательные, морально-эстетические чувства и переживания, обусловленные взаимодействием с природой и экологически целесообразным поведение (З.Плохий).
Основным содержанием экологического воспитания дошкольников современные ученые считают два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию личностью в отношении к природе, что проявляется в деятельности. Результатом экологического воспитания Г.Пустовит определяет экологически воспитанную личность . Вопросов экологической воспитанности в своих исследованиях касались также Г.Волошина, Л.Ищенко, Р.Науменко, С.Николаева, Л.Ризник, Р.Рославец, среди них Г.Волошина и Р.Рославец считают, что уровень экологической культуры личности можно рассматривать как уровень ее экологической воспитанности, тем самым отождествляя эти два понятия. Мы опираемся на исследования Г.Пустовита, который рассматривает экологическую культуру составляющей экологической воспитанности.
Компонентами экологической воспитанности ученые определяют интеллектуальный (когнитивный), эмоционально-ценностный (аффективный, аксеологеский) и деятельно-практический (праксеологический). Основываясь на определении понятия «экологическая воспитанность» З.Плохий рассматривает экологическое поведение как определяющий компонент экологической культуры а В.Маршицкая выделила эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющую экологической культуры личности и показатель экологической воспитанности старших дошкольников . Обобщая это, мы понимаем под экологической воспитанностью детей дошкольного возраста интегральную характеристику личности, компонентами которой выступают экологические представления, эмоционально-ценностное отношение к природе, поведение и деятельность в природе .
Психологическими (Б. Ананьев, Л.Венгер, П.Гальперин, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Поддьяков) и педагогическими (Т.Ковальчук, Л.Мищик, С.Николаева, З.Плохий, П.Саморукова, О. Терентьева, И.Хайдурова) исследованиями доказана способность ребенка дошкольного возраста осознавать экологические представления. Над разработкой содержания и структуры экологических представлений для дошкольников работали Е.Водовозов, А.Герд, В.Грецова, К.Ушинский, Н.Горопаха, Н.Лысенко и др.. Наиболее обстоятельные, по нашему мнению, модели систем экологических представлений разработаны современными исследователями С.Николаевой, З.Плохий и Н.Рыжовой.
Анализ педагогических источников показал, что учеными исследовано формирование отношения детей дошкольного возраста к природе (В.Грецова - бережливого, М.Ибраимова, Г.Марочко - бережного, И.Комарова - сознательного, М.Роганова - ценностного, З.Плохий - бережливого, бережного, ценностного и эмоционально-ценностного, В.Маршицкая - эмоционально- ценностного). Мы в своем исследовании базировались на работах З.Плохий и В.Маршицкой относительно воспитания эмоционально-ценностного отношения детей к природе.
Учитывая положения исследователей о необходимости обеспечения единства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, деятельностную сферы личности ребенка дошкольного возраста в процессе экологического воспитания, считаем целесообразным использование детской природоведческой литературы, которая, с одной стороны, способствует развитию у детей умения видеть красоту природы, воспитанию чувства любви и положительного эмоционального отношения к ней, с другой - обогащает их представления, раскрывает закономерности природных явлений.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи экологического и литературного воспитания дошкольников 9
1.1. Состояние исследования проблемы в педагогической науке и практике 9
1.2. Современные аспекты взаимосвязи экологического и литературного воспитания дошкольников 12
Глава 2. Практика применения взаимосвязи экологического и литературного воспитания дошкольников 18
2.1. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса по вопросам взаимосвязи экологического и литературного воспитания дошкольников 18
2.2. Система работы по экологическому и литературному воспитанию дошкольников 22
2.3. Рекомендации по формированию взаимосвязи экологического и литературного воспитания дошкольников 31
Заключение 35
Список литературы 39
Приложения 43
Использованная литература
- Акимушкин И. В. Зеленая полка. Серия "Причуды природы". Приложение к журналу "Юный натуралист". М., 2012. - С. 112,142.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. Ярославль: Академия развития "Академия К", 2008 - 255 с.
- Алиева Т. И. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. 1996. - № - 5. - С. 79-84.
- Алиева Т. И. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. -2006.-№-11.-С. 75-78.
- Алиева Т.И. Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста Дисс.канд.пед. наук. М., 1991. - 252 с.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 2007. 206 с.
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 172 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 2009. - 424 с.
- Бегак Б. Воспитание искусством. Для учителей начальных классов. -М.: Просвещение, 1981. 94 с.
- Бодрова Е.В. Психологические аспекты понимания литературного текста старшими дошкольниками. Автореф. дисс.канд. психолог. наук. М., 1984. - 24 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
- Болотина JI.Р. Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Издательский центр "Академия", 2007. - 240 с.
- Васякина Ж.Л. Паутинка. Программа для детей дошкольного возраста.-М„ 2005. 15 с.
- Ващик Е. Календарь природы (с приметами погоды). М., 2008. -128 с.
- Венгер Л.А. // Дошкольное воспитание № 5, 1994. 58 с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
- Воробьева Д.И. Гармония. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб: ЛОИУУ, 2005.-78 с.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. // В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова и др. Составитель: Г.М.Лямина. М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 2007. - 93 е., ил.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. М.: Просвещение, 2012. - 64 с.
- Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Автореферат дисс. канд. пед. наук.-Л., 1973.-29 с.
- Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Академия развития, 2006. - 220 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 2006. -336 с.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 2010. -С. 5-26.
- Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании. // Вопросы психологии. 1999. - № - 3. - С. 83-88.
- Иванова Т.С. Это удивительное природоведение. М.: Гном-Пресс. 2011.- 223 с.