Формирование адекватной самооценки дошкольников
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Формирование адекватной самооценки дошкольников"
Автор работы: Лидия
Страниц: 58 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности как центральную для психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки личности. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения исследования. Этот возраст начальный период формирования самооценки ребенка. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать и "примеривать" свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Все сказанное обуславливает актуальность изучения самооценки дошкольников.
Объект исследования - стуктура самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования комплекс специальных психолого-педагогических упражнений по развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза мы предполагаем, что специальный блок психолого-педагогических упражнений будет способствовать развитию адекватной самооценки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие самооценки и ее структуру;
2. проанализировать особенности развития самооценки в дошкольном возрасте;
3. подобрать диагностический инструментарий, включающий в себя методики по исследованию самооценки;
4. анализ и интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные путем тестовых методик позволяют в яркой, занимательной, интересной для дошкольников форме решать псходиагностические и коррекционные задачи при исследовании особенностей самооценки детей.
Содержание работы
Введение 2
Понятийный аппарат 3
1. Теоретическая часть 6
1.1. Развитие самосознания 6
1.2. Самооценка дошкольника и условия ее формирования 13
1.3. Факторы, влияющие на формирование самооценки в детском возрасте 22
1.4. Выводы 30
II. Исследование самооценки дошкольников 31
2.1. Методы исследования и обоснование их выбора 31
2.2. Результаты и анализ исследования 34
2.4. Выводы 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения
Использованная литература
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Киев, 1996
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М., Просвещение, 1998
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. СПб: Питер, 2000
- Божочив Л.И. Личность и ее Формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1999
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Юнити-Дана, 2001
- Бретт Дорис. Жила была девочка похожая на тебя психотерапевтические истории для детей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994
- Бурначук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб: Нева, 2000
- Валлон Анри. Психическое развитие ребенка. М.: Дека, 1997
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Академия, 1998
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996
- Возрастная психология и педагогика. / Под ред. М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М.: Просвещение, 1984
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1992
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Гарбузова В.И. Практическая психотерапия. СПб, 1994.
- Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание, 1999 №7
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Гардарика, 1997
- Горбачева В.А. Формирование поведения детей в детском саду. М.: Просвещение, 1995
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Киев: Знание, 2000
- Доман Гленн Гармоничное развитие ребенка. Тверь: Печать, 1996
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие. М.: Прсвещение, 1996
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь М.: ТК Велби, Проспект, 2006
- Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. М.: Гардарика, 2005
- Ждан А.Н. История психологии. М.: Российское педагогическое агенство, 1997
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии). СПб, 1998.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Школа-пресс, 1996.
- Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1999
- Котырло В.К. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Пер. с англ. С.Л. петрова. М.: Психология, 2000
- Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М.: Харвеет, 1999
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Просвещение, 1997
- Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1993.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1991
- Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. СПб.: Питер, 1998
- Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1993
- Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
- Милс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996.
- Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. М.: Владос, 1995
- Никитин Е.П., Харнашенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб: Аистеня, 2000
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
- Петровская Л. Самоутверждение: пути истинные и ложные: беседа психолога. М.: Знание, 1998
- Петровский А.В. Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981
- Практикум по психодиагностике / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карлинская М.: Московский университет, 1998
- Психология. Словарь - М., 1990
- Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анциферовой - М.: Просвещение, 1999
- Рогов Е.И. Настольная книга психолога. Книга 1. М.: Гардарика, 1998
- Рогов Е.И. Настольная книга психолога. Книга 2. М.: Гардарика, 1999
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, т.2. М.: Педагогика, 1989.
- Собкин В.С. С чего начинается личность. М.: Норма, 2000
- Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. М.: Московский университет, 1990
- Солсо Р.Л. Когнитивная психолоия. М.: Тривола, 1996
- Степанов С.С. Большой мир маленьких людей. СПб: Проспект, 2006
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1998
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Великий Новгород, 2004
- Фон Франц М.-Л. Психология сказки. СПб, 1998.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. Львов, 2003
- Шнейдер Л.Б. Психологическое консультирование. М.: Дека, 2000
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология М.: Дека, 2001
- Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвящение, 1990
- Эльконин Д.Б., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий/ Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993. № 2.
- Якобсон С.Г., Морееа Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 6.
- Якобсон С.Г., Тищенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников// Вопросы психологии. 1997. - № 3.