Методика развития речи на основе анализа текста
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Методика развития речи на основе анализа текста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 37 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
введение
На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей и задач обучения и воспитания в школе.
Главными задачами общеобразовательной школы являются следующие:
удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
обеспечение усвоения учащимися системы знаний;
Формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, самостоятельности в пополнении знаний;
выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, ответственности за свои поступки.
Основные задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе – формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и лингвокультурологической компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, интенсификации устной и письменной культуры речи учащихся.
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь уроков русского языка.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения − это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности – чтением, слушанием, говорением и письмом.
На первый взгляд может показаться, что для средней школы эта задача неактуальна − все наши учащиеся в определённой мере уже владеют родным языком: они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по-русски.
Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное, особенно учебно-научные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь.
Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6
1.1. Понятие и проблема развития речи учащихся 6
1.2. Сущность и категориальные признаки текста 8
1.3. Анализ как один из этапов работы над текстом 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТЕКСТА 17
2.1. Общие методические подходы к анализу текста на уроках русского языка в средних и старших классах 17
2.2. Педагогический опыт развития речи школьников на основе анализа текста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бендарская Л.Д. Программа по развитию речи и анализу текста. Факультатив // Русский язык. − М.: Первое сентября, 2001. − № 24. − http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102404
- Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. − М.: Академ А, 1999. − 452с.
- Брудный А.А. Понимание и общение. − М.: Знание, 1989. − 64с.
- Васильченко Е.П. Лингвистический анализ текста как способ подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (9 класс) и ЕГЭ (часть С, 11 кл.) (из опыта работы). − Муром, 2009.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. − М.: Наука, 1981. − 139с.
- Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе // Интернет-журнал «Эйдос». − http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-1.htm
- Курленко Г.П. Организация работы с текстом в классе предпрофильной подготовки // Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Профилизация школьного языкового и литературного образования» (19-20 ноября 2008 года). − Владимир, 2008. − 143с.
- Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. − М., 1979. − С. 18-36.
- Лингвистический энциклопедический словарь. − М.: Советская энциклопедия, 1990. − С.507.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. − М., 1988. − С. 168-169.
- Моисеева М.С. Моделирование текста как средство развития связной речи младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. − Н. Новгород, 2004. − 22c.
- Мухутдинова Н. М. Анализ текста как форма подготовки к сочинению – рассуждению. − 59316s009.edusite.ru/DswMedia/russkiyyazyik.doc
- Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н.А.Николина, К.И. Мишина, В.А. Фёдорова. − М.: Просвещение, 2005. − 128с.
- Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста. − Л.: Наука, 1989. − 168с.
- Русский язык. Теория. 5-9кл. Учебник // В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. − М.: Дрофа, 2008. − 320с.
- Солганик Г.Л. Синтаксическая стилистика. − М.: Высш. шк., 1973. − 214с.
- Тураева З.Л. Лингвистика текста. − М.: Просвещение, 1986. − 127с.
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. − М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с.