Стимулирование самовоспитания младших школьников
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Стимулирование самовоспитания младших школьников"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Воспитание и самовоспитание – две стоны единого процесса формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности. Исследования, произведенные психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании (А.А.Арет, А.Г.Ковалев, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский и др.).
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического, целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для тог или иного возраста. Потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что форма самосовершенствования с учетом возрастного индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособлении, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство исследователей возрастных аспектов процесса самовоспитания уделяют значительное внимание подростковому и юношескому возрасту. В этот период развития складываются достаточные условия для организации самовоспитания. При этом остается неразработанным вопрос значимости младшего школьного возраста в развитии субъектности в условиях непрерывного образования.
Тема курсовой работы: «Стимулирование самовоспитания младших школьников».
Объект исследования: самовоспитание младших школьников.
Предмет исследования: условия, стимулирующие сознательную деятельность младших школьников по самовоспитанию.
Цель исследования: определение условий стимулирования младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Конкретизировать научное представление о сущности, структуре процесса самовоспитания младших школьников;
3. Выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
4. Выявить специфику формирования самовоспитания младших школьников;
5. Определить условия, стимулирующие готовность младших школьников к самовоспитанию.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что если создать наилучшие условия стимулирования младших школьников, то это ускорит процесс подготовки младших школьников к самовоспитанию.
В исследовании использованы теоретические методы: метод наблюдения, метод изучения опыта, метод моделирования.
Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ САМОВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Теоретические основы процесса самовоспитания 5
1.2 Свобода ребенка в образовательном процессе 8
1.3 Организация самовоспитания 12
2. СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ 17
2.1 Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача 17
2.2 Стимулирование детей младшего школьного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Использованная литература
- Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избр. псих, тр.: В 2-х т.-М.:Педагогика,1980,Т.2. –С.103-128.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-144с.
- Безрукова В.С. Педагогика.-Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344с.
- Белкин А.С. Знаете ли Вы своего ребёнка? - М.: Знание, 1986. - 80с.
- Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М.,1975.-55с.
- Боршиевский М.И. Саморегуляция поведения школьников.//Советская педагогика. -1991.- №3.- 63-67.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.: Проспект, 2006.-206с.
- Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабинского.-2-е изд. доп. И перераб.-М.: Просвещение, 1988.-479с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6.-М.: Просвещение, 1989.-С.252
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические соинения.-М., 1962.-453с.