Коммуникативные нарушения у младших школьников (логопедия), нарушение зрения
Контрольная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Коммуникативные нарушения у младших школьников (логопедия), нарушение зрения "
Автор работы: Соловьёв Александр
Страниц: 23 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы проблема развития коммуникативных умений стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Детально исследует феномен коммуникативных умений психология. Ведь коммуникативные умения - необходимое условие формирования каждой отдельной личности. Без них не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. Развитие коммуникативных умений является одним из важных условий адаптации человека в социуме. Особо важное значение это имеет для детей дошкольного возраста, ведь без хорошо развитых коммуникативных умений невозможно общаться со сверстниками, что так важно для детей.
Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И из того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие личностные качества формируются у него.
Проблемой коммуникативных умений занимались А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Ю.В. Микляева, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, М.И. Станкин, Ю.В. Филиппова, Л.М. Шипицына, Е.И. Щербакова и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время возрастает число детей с различными зрительными патологиями. По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается около 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами. Примерно, 2-3% - это дети с косоглазием и амблиопией.
Это обуславливает необходимость проведения исследований, направленных на выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста, имеющих патологию зрения, т.к. зрительная депривация в данный период может иметь тяжелые последствия и определить в дальнейшем нарушение психического и двигательного развития ребенка.
Изучению данных вопросов в разные годы посвятили свои исследования и труды такие ученые, как Пирогов Н.И, Литвак А.Г, Земцова М.И, Солнцева Л.И и др.
Но большинство накопленных научных фактов об особенностях коммуникации слепых и слабовидящих получено на выборках, состоящих из взрослых людей, в тоже время известно, что в детском возрасте коммуникативные умения имеют свои специфические особенности развития.
Следовательно, исследования, направленные на выявление особенностей коммуникативных нарушений детей младшего школьного возраста в настоящее время необходимы.
Цель работы: изучить специфику коммуникативных нарушений у дете младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие о коммуникативной стороне общения……………………….. 5
2. Особенности нарушений речи у младших ……………………………. 8
3. Коммуникативные нарушения у младших школьников с нарушением зрения…………………………………………………………..
14
Заключение………………………………………………………………….. 21
Литература…………………………………………………………………… 23
Использованная литература
- Ананьев Б.Г. Особенности восприятия у детей.- М.: Наука, 1964.-238 с.
- Андреев Я. Коррекционная работа во вспомогательной школе.- Челябинск,1992.-13с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений.-Т.1.:Вопросы теории и истории психологии.-М.:Педагогика,1982.-с.291.
- Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности //Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.—С.3-18.
- Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушениями зрения// Воспитание и обучения детей с нарушениями развития.- 2004.- №2.-С. 23-27.
- Кондратов А.Г. Тифлопсихология.-М.: Просвещение, 1985.—Гл. 3.—208с.
- Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.—М.:Просвещение, 1989.—110 с.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1982.—Гл. 7.—208с.
- Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. М.-1974.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. -М.: Полиграф Сервис, 1997.-121 с.
- Шипицына Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Санкт – Петербург. «Детство – Пресс», 2001.