Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Технологии обучения одаренных детей

Технологии обучения одаренных детей

УГПИ. Уссурийск

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Технологии обучения одаренных детей"




Автор работы: Клюс Дмитрий Викторович
Страниц: 87 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Детская одаренность является одним из самых интересных и загадочных явлений природы. Наблюдения, свидетельствующие о том, что возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, «не только научные теории, но и все предрассудки своего времени»[10, С.117]. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Проблемы диагностики и развития одаренности волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сегодня необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов для работы с одаренными детьми.

Актуальность дипломной работы. Не секрет что человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.

Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном.

Отношения с педагогами у одаренных детей не всегда складываются благополучно. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.). В условиях реальной школьной практики, когда осуществление подлинно индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренные дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, которым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания.

Развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра. Несмотря на достигнутый системой образования в последнее время определенный уровень освоения технологии личностно - ориентированного обучения проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Это приводит к тому, что недостаточное раскрытие творческого потенциала одаренных детей, с одной стороны, снижает интеллектуальный потенциал нашего общества в целом, его конкурентоспособность в современном мире, с другой - создает проблемы для самих детей этой категории, так как если ребенок не может реализовать в полной мере свой потенциал, то средние, стандартные результаты деятельности, вполне удовлетворяющие многих других, одаренный ребенок воспринимает как неудачу. Перед учителем начальной школы стоит непростая и в то же время почетная миссия увидеть этот дар в ребенке, помочь ему раскрыться. В этом и заключается актуальность данной работы.

Целью дипломной работы является выявление и обучение одаренных детей в начальной школе с использованием наиболее доступных и качественных технологии.

Объект исследования - детская одаренность, как явление.

Предметом нашего исследования являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы с одаренными детьми в начальной школе.

Исходя из цели, задачи дипломной работы состоят в следующем:

- раскрыть историко-педагогические предпосылки изучения проблемы одаренных детей;

- проанализировать, как происходит поиск, выявление и отбор одаренных детей в системе начального образования;

- выявить основные теоретические формы обучения одаренных детей;

- рассмотреть особенности обучения одаренных детей в начальной школе;

- показать содержание, методы и организацию обучения одаренных детей в начальной школе;

- исследовать технологии обучения одаренных детей в начальной школе.

Гипотеза: Развитие общей одаренности детей школьного возраста будет обеспечено в том случае, если система их обучения будет построена на основе психологических закономерностей и принципов развития и соответствовать познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, их личностному своеобразию.

Развитие одаренности детей начального школьного возраста будет эффективным, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности развития одаренных детей;

- использовать специальные методы и приемы по развитию одаренности;

- систематически проводить диагностику учебной деятельности младших школьников.

Методы исследования: в процессе исследования применялись такие методы как: теоретические: анализ естественно - научной, психолого-педагогической, методической, научно-популярной литературы, имеющей отношение к теме исследования; обобщение, классификация, тестирование.

Теоретическая база исследования. В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды: И.С. Авериной, Ю.Д. Бабаевой, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, и многих других.

Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.

Сущность одаренности раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, С. Рис, Л. Смит, Р. Кеттел, К. Хеллер, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и многих других.

Отдельно хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии и педагогике.

И, наконец, нельзя не сказать о великолепной исследовательской работе Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.

Работы этих и других авторов послужили хорошей теоретической базой для данного исследования.

Структура дипломной работы: дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения одаренности….……………………7

1.1. Историко-педагогические предпосылки изучения проблемы одаренных детей…………………………………………………………..7

1.2. Поиск, выявление и отбор одаренных детей в системе начального образования………………………………………………………………14

1.3. Основные теоретические формы обучения одаренных детей………..20

Глава 2. Особенности обучения одаренных детей в начальной школе………29

2.1. Содержание, методы и организация обучения одаренных детей в начальной школе………………………………………………………..29

2.2. Проблемы, возникающие на различных уровнях процесса обучения.36

2.3. Особенности педагога, работающего с одаренными детьми…………42

Глава 3. Экспериментальная работа по исследованию одаренности у младших школьников……………………………………………………..… 53

3.1. Цели и задачи проведения обследования………………………………..53

3.2. Подготовка, проведение, ход эксперимента………………………….…56

3.3. Констатирующий этап………………………………………………...….63

Заключение……………………………………………………………………….69

Библиография…………………………………………………………………….72

Приложения…………………………………………………………………...…76

Использованная литература

  1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие. - М.: 1998.
  2. Бархатова Е. Работа с одарёнными учащимися. // Педагогическая техника. №3, - 2006.
  3. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
  4. Бине А. Симон Т. «Современные идеи о детях» // под ред. А. Костюшко. - М.: 2002.
  5. Богоявленская М.Е. Природа «проблем» одарённых. // Одарённый ребёнок. - № 4, 2004.
  6. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. №4, - 2004.
  7. Богоявленская Д.Б. Понятие, методы идентификации и детерминанты развития одарённости. // Столичное образование, №1. 2008.
  8. Вахтомин Н.К. «Теория научного знания И.Канта» - М:1986.
  9. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. - Мн.,1995.
  10. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  11. Гегель Ф. Избранное, Т.2. - М.: Просвещение, 1984.
  12. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: Учпедгиз, 1953.
  13. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2, 1980.
  14. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание.,1991.
  15. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок.- Киев, 1993.
  16. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. - М. Просвещение,1986.
  17. Ильицкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию детской одарённости. // Одарённый ребёнок. №5. - 2004.
  18. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика Формирование. Материалы для специалиста образовательного учреждения. -СПб, Каро, 2004.
  19. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. №6, - 2003.
  20. Кулемзина А.В. Комплексная программа обучения одаренных детей как способ общего развития одаренности // Методика работы с одаренными детьми. Барнаул, 1999.
  21. Лейтес Н. Легко ли быть одаренным? Семья и школа, №6, 1990.
  22. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 1989. - №6.
  23. Методы диагностики одарённости у детей / Под ред. Н.А.Цыркун. - Мн.: Национальный институт образования, 1995.
  24. Моренко Е.С. Становление личности творчески одарённого ребёнка. // Одарённый ребёнок. - 2005, №1.
  25. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого.- М.,1991.
  26. Одарённость: рабочая концепция.- М., 1996.
  27. Ознобихин А.И.. Проблемы одарённых детей. // Школа. №2, - 2004.
  28. Панов В. И. Если одарённость - явление, то одарённые дети - это проблема. Начальная школа: плюс-минус. - №3, - 2000.
  29. Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми. // Педагогика. №2, -2004.
  30. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994.
  31. Проектирование в организации работы с одаренными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. № 3, - 2007.
  32. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтес. - М., 1996.
  33. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» - М.:1993
  34. Рензулли Дж., Рис. С. Модель обогащающего школьного обучения // Основные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
  35. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. - М., 1984.
  36. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.
  37. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. - М.: МОДЭК, 2003.
  38. Синягина Н.Ю. Работа с одарёнными детьми: проблемы и перспективы. №6, - 2006.
  39. Система работы с одаренными детьми в регионе: от концепции к модели: методическое пособие / М.А. Биржева, Т.Ф. Сергеева, Е.В. Сечкарева. - М.: Изд. АСОУ, 2006.
  40. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.
  41. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12, 1990.
  42. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. Пер. с англ. Наука.1976.
  43. Теплов Б.М. Избранные труды. 2.Т. М.: Педагогика, 1985.
  44. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.
  45. Ухтомский А.А. Собр. соч, Т.3. - М.: Просвещение 1982.
  46. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.11.- М.: Просвещение.1988.
  47. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  48. Церенова А.А. Некоторые аспекты деятельности психолога в образовательном учреждении для одарённых детей. // Одарённый ребёнок. – №5, 2005.
  49. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе. №7,- 2004.
  50. Штерн В. Умственная одарённость. - СПб: Союз, 1997.
  51. Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей младшего школьного возраста. // Одарённый ребёнок. №5, – 2004.
  52. Шумакова Н.Б. Система обучения и развития одарённых школьников. // Одарённый ребёнок. №6, – 2005.
  53. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: МОДЭК, 2004.
  54. Щебланова Е.И. Трудности в учении одарённых детей. // Одарённый ребёнок. №3, - 2005.
  55. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. - М.: Знание, 1991.
  56. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», - М., 1977.
  57. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:1989.
  58. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.


Другие похожие работы