Развитие нравственных чувств младшего школьника посредством изучения сказок
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Развитие нравственных чувств младшего школьника посредством изучения сказок"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 79 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность настоящей работы. Актуальность работы определяется тем, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос¬ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Большинство народов мира сейчас имеют неко¬торые общие черты нравственного духовного мира: бескорыстие, мужество, правдивость, скром¬ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото¬рые вызывают порицание у многих народов (по¬роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.
Основными категориями нравственной культуры личности являются представления о добре и зле. Это наиболее об¬щие понятия, которые позволяют оценивать дей¬ствия и поступки людей. Добро — главная цен-ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно¬сти за выбранный путь.
Существует множество определений нравственной культуры личности - совокупность принципов и норм духовного мира людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи-саний, образцов духовного мира; потребности и уста¬новки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени-ями о добре и зле. Очень близкими понятию нравственной культуры личности являются нравственность, совесть, этика.
В обществе обычно не бывает специальных орга¬низаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, кото-рое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода (при наличии общих ос-нов). Идеал — это образ должного в существую¬щем, обозначение того состояния, к которому должно стремиться человечество и человек.
Особенность нравственной культуры личности состоит в том, что она ос¬нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно¬го согласия человека с действительностью и са¬мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду-шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор¬дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.
Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.
В связи с изменением содержания обучения в начальной школе на современном этапе предусматривается дальнейшее совершенствование всей воспитательно – образовательной работы в детском саду, оптимизирующее уровень подготовленности детей к школе. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка[13; 256].
За более чем двухвековой опыт исследования сказки, установка, доминировавшая в науке, была направлена на поиск в народной культуре следов архаики, на описание некой «пракультуры». Это, безусловно, имеет немаловажное значение для культуроведческого знания. Однако эта установка привела и к тому, что сегодня наука больше знает о дохристианской «седой старине», нежели о многовековом опыте существования фольклорных жанров и, в-частности, сказки в контексте ценностной и образной системы культуры христианской эпохи, умевшей вполне воспринять и понять ее. Отчуждение современного человека от культурно-исторической и духовной традиции в немалой степени отражает следствие преобладания такого подхода.
Выявление актуального смысла объекта культуры происходит во многом путем технологии интерпретации, как ведущей формы рефлексии. Обратившись к научному полю рассмотрения природы сказки, прежде всего, можно отметить практическое отсутствие собственно интерпретаций, а также преобладание общих положений - вроде широко известного «сказка учит различать добро и зло», озадачивающего читателя сложностью приложения к конкретному тексту, вкупе с устойчивой тенденцией поиска морали, особенно характерной для толкования в психолого-педагогическом контексте.
Значительно менее в сказковедении представлен подход, в основе которого раскрывается смысложизненное содержание сказки, как художественного воплощения мировоззрения народа, в его исторической динамике и национальном колорите.
Степень изученности проблемы. О волшебных сказках, их происхождении, сакральном смысле, воспитательном потенциале написаны многие сотни, а то и тысячи исследовательских трудов. Одни авторы склонны сосредотачивать внимание на исторических корнях сказок, другие – на выявлении дидактических функций и значения для личностного становления маленького слушателя, третьи, находят в сказках откровение о национальном характере и душе народа, четвертые, напротив, видят в сказочном повествовании пустое развлечение или, более того, душепагубное занятие, уводящее ребенка от реальности жизни в мир вымысла.
В конце 29-х – начале 30-х годов XX века всерьез обсуждался вопрос о правомочности использования сказок для воспитания детей. Русская народная сказка остается объектом дискуссии и поныне. Каким только толкованиям не была подвергнута она в последнее время! Психоаналитики, мифологи, этнографы, фольклористы, литературоведы, философы, педагоги, историки предлагают свой взгляд на этот жанр – один из самых таинственных в устном народном творчестве.
По мнению русского философа И. А. Ильина, именно сказка является ответом «все – испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души». Эти вопросы касаются самой сути бытия: о смысле жизни, о пути к счастью, о судьбе праведных и нечестивых, о временном и вечном.
В небольшой работе, написанной другим русским философом – Е. Н. Трубецким и названной им «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке», выражен взгляд на то, что глубинный смысл сказки нужно искать в самой философии народа, в присущем ему жизнечувствии и миропонимании:
«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что, так или иначе, дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».
Это «нечто дорогое» - система духовных опор и смысложизненных ценностей, обусловленная и философией, и спецификой традиционного народного быта. О связи сказки (и народной культуры вообще) с пониманием концептов ценнность и духовность - собственно, и раскрывающими ее актуальные для слушателя смыслы - говорили и другие отечественные и зарубежные исследователи. В нашей стране, по известным идеологическим причинам, эта исследовательская тенденция была прервана в первой трети ХХ века.
Объект исследования: процесс нравственного развития школьника.
Предмет исследования - сказка как средство процесс нравственного развития школьника.
Цель исследования: выявить условия для эффективного использования русских народных сказок в процессе нравственного развития школьника.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по теме и проблеме исследования;
2. спроектировать и реализовать систему занятий по процесс нравственного развития школьника с использованием сказок;
3. обобщить полученные результаты и сделать выводы;
4. разработать методические рекомендации в помощь практическим работникам и родителям по процесс нравственного развития школьника с использованием сказки.
Гипотеза: мы предполагаем, что русская народная сказка повлияет на процесс нравственного развития школьника, если:
- дети будут заинтересованы данной деятельностью,
- будет применяться система занятий с использованием доступной и хорошо иллюстрированной сказки.
Методы исследования: метод контент- анализа, обобщение (изучение и анализ психолого-педагогической литературы), диагностика уровня развития; наблюдение; эксперимент; беседа; статистическая обработка.
Практическая и теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическими работниками, а так же преподавателями средних и высших учебных заведений, педагогических колледжей, студентами.
Структура исследования: настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности сказки как средства нравственного развития школьника 9
1.1. Общая характеристика текстов сказочного типа 9
1.2. Значение сказки в дошкольном возрасте 14
1.3. Функции сказки 26
1.4. Классификация сказок 36
Глава 2. Методические рекомендации по использованию сказки как средства нравственного развития школьника 49
2.1. Условия и порядок использования сказки как средства нравственного развития школьника 49
2.2. Программа «Русские народные сказки как средство нравственного развития школьника» 67
Заключение 72
Список литературы 77
Использованная литература
- Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. – М.: «Индрик», 2002.
- Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
- Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
- Аникин В. П. Художественное слово. Вступительная статья из сб. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Детство. Отрочество. – М.; «Художественная », 1994.
- Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ// Дошкольное воспитание.-1995- №10.-С. 30-32.
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)// Дошкольное воспитание.- 1994.-№1.-С. 17-19
- Буслаев Ф. И. Народный эпос и мифология. – М., «Высшая школа», 2003.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
- Выготский Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М. 1994. Т.4.
- Дикман Ханс. Юнгианский анализ волшебных сказок. – СПб: Академический проект, 2000.
- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
- Ильин И. А. Духовный смысл сказки. // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. – М., Лепта, 2000.
- Ильин И. А. Русская душа в своих сказках и легендах. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. – М.: «Высшая школа», 2003.
- Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. – М.; «Флинта», «Наука», 2000.
- Крячко А. А. Русская сказка в домашнем театре. – М.; «Планета – 2000», 2004.
- Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев// Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-№5.-С.57-68.
- Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - школьник: новый подход к диагностике творческих способностей// Дошкольное воспитание.- 1995.- №9.- С. 52-59.
- и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
- Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М.
- Кожевникова, П. А. Николаева.- М., 1988.
- Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. – М: Мысль, 1994.
- Мелетинский Е. М. Миф и сказка. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. – М.: «Высшая школа», 2003.
- Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии// Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. , 1986.
- Потаповская О. М. Воспитание сказкой. – М; 2002.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., «Лабиринт», 2000.
- Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
- Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
- Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность школьников. - Владимир, 1995.
- Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
- рубецкой Е. Н. Избранное. // Иное царство и его искатели в русской народной сказке. – М., Канон, 1995.
- Руководство по кинезотерапии / под ред. Л. Бонева, П. Сланчева и Ст. Банкова. - София, 1978.
- Словарь русского языка в 4 томах. - Т. 4.- М., 1988.
- Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. – СПб: 1999.
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
- Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М.: 1995.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. – 71 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи школьника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237 с.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
- Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 189–191.
- Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
- Ханзен-Леве А. Мифо-поэтический символизм. – СПб.: Академический проект, 2003.
- Шамаева С.Е. Апология сказки.- Воронеж, 1996.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
- Юдин А. В. Образ кота в украинских колыбельных песнях. – М., 2003.
- Юдин Ю. И. Русская народная бытовая сказка. – М.: Academia, 1998.
- Яковлева Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте// школьный психолог.- 2001.- №№42,43,44,45,47,48; 2002-№№ 1,3.
- Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки //Журнал практического психолога.-1999, №10-11. С.27-37.