Методика использования интерактивных таблица уроках химии.
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Методика использования интерактивных таблица уроках химии."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 36 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации Российского образования за период до 2010 года наиболее важной задачей ставит формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи [20].
Министерством образования Российской Федерации была принята программа по компьютеризации школ, которая к настоящему времен практически завершена. И первый этап информатизации школы состоял не только в оснащении ее компьютерной техникой, но и оснащении современным программным обеспечением. Сейчас реализуется федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010г.) одним из проектов которой является Информатизация системы образования (до 2010г.), направленный на реализацию стратегии образования. Основной идеей является создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникативных технологий.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения [22], основан¬ных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для работников образования, очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.
Исходя из вышеуказанного, мы сформулировали цель и задачи выпускной работы.
Цель: разработка методики использования интерактивных таблиц в электронных изданиях на примере «Таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде» и «Периодической таблицы элементов».
Объект исследования: процесс школьного обучения химии в системе общего образования.
Предмет исследования: разработка структуры и содержания интерактивной «Таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде» и методических основ использования интерактивных таблиц в школьном курсе химии.
Гипотеза: использование интерактивных таблиц будет способствовать формированию у учащихся более качественных знаний по химии, развитию познавательного интереса их к изучению химии.
Задачи работы:
1) изучить методическую и научно- популярную литературу по вопросам структуры и содержания интерактивных таблиц, а так же принципов, форм и методов их использования таблиц;
2) проанализировать структуру и содержание интерактивных таблиц в электронных изданиях;
3) разработать структуру и содержание интерактивной «Таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде» и методику включения ее в процесс обучения;
4) провести апробацию разработанных учебных мероприятий с целью проверки гипотезы.
При проведении исследования для написания выпскной работы были использованы следующие методы:
теоретические теоретический анализ методической, научной и научно-популярной литературы, нормативных документов, школьных учебных программ и учебников;
эмпирические работа над составлением структуры и содержания интерактивной таблицы растворимости и методикой использования на уроках, проведение апробации разработанных уроков с целью выявления эффективности их применения.
Практическая значимость работы в том, что были разработаны структура и содержание интерактивной «Таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде», а также разработаны уроки и их фрагменты по различным темам школьного курса химии с использованием интерактивных таблиц.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списков литературы и приложения. Первая глава посвящена анализу литературы по исследуемой проблеме: рассматривается понятие «таблица», классификация таблиц, сущность интерактивного обучения как одного из современных направлений активизации познавательной деятельности учащихся. Во второй главе работы представлены структура интерактивной «Таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде». В третьей главе описаны результаты проведенного педагогического эксперимента.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВИДЫ ТАБЛИЦ И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)
1.1. ТАБЛИЦЫ УЧЕБНЫЕ
1.2. ТАБЛИЦЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
1.3. ТАБЛИЦЫ В ХИМИИ
1.4. ЭЛЕКРТОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
1.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ В ЭЛЕКРТОННЫХ ИЗДАНИЯХ
ГЛАВА 2. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (НИТО)
2.2. АКТИВНОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
2.3. СУЩНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.4. ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНГО ОБУЧЕНИЯ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Использованная литература
- Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. 160с.: ил. (Б-ка учителя химии).
- Ахметов М.А. Решение задач повышенной трудности с использованием таблиц // Химия в школе.2005.№4 С.56-59.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. с. 168-182.
- 4. Садовничий В.А. Размышления о Доктрине развития образования в России // Вестник Международной Академии наук высшей школы.-2000.-№1.-с.9-19
- Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПН РСФСР, Москва, 1961г.-264с.
- Рунова Л.М., Федотова И.Э., Потёмкина Н.М., Петрова Е.В. Термины неорганической химии // Химия в школе.2005.№3 С.36.
- Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия в школе.2005.№2 С.57-58.
- Ледовская Е.М. Урок по теме «Металлы в организме человека» // Химия в школе.2005.№3 С.41.
- Лобов Б.И., Волков В.Н., Давтян М.Л. Чем объясняется окраска солей 3d- элементов // Химия в школе .2005.№4 С. 32.
- Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард - Мезитос М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1976.,- 600с. с 27л. илл., 3л. карт.
- Ожегов С.М. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987.- 750 с.
- Маурина И.Я. О таблицах по химии // Химия в школе.1973.№1 С.69-72.
- Сто лет периодического закона химических элементов под ред Н.Н. Семенов. Издательство «Наука», М 1969 383 с.
- Фролова О.Н, Шестаков А.П. Табличные процессоры // Информатика.2004.№38 С.16-17.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
- Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов на Дону.: изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
- Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения. СПБ.: Образование, 1995
- Загорский В.В. Интернет-ресурсы для учителя // Химия в школе.2003.№9 С.2-7.
- Городилова Н.А. Личностно- ориентированное обучение с использованием Интернет-ресурсов на уроках химии // 1 сентября: Химия.2005.№15 С.44-46.
- Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 24 с.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по химии // Вестник образования России. 2004. №15 С. 77-89.
- Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
- Ахлебинин А.К., Туча Е.А., Кракосевич А.С., Нифантьев Э.Е. Интерактивные обучающие тестовые задания по химии: Учебное пособие для средних учебных заведений. Калуга, «Золотая аллея», 1997. 84 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 342 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.. 1979. 164 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982. 168 с.
- Смолкин А.М. Методы Активного обучения. М., 1991. 142 с.
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 254 с.
- Габриелян О.С., Сладков С.А. Компетентностный подход как дидактическое условие предпрофильной и профильной подготовки учащихся // 1 сентября: Химия.2007.№2 С.12-14.
- Овчаренко В.И. Англо- русский психолого- аналитический словарь / В.И. Овчаренко: [Электронный ресурс]
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., 2003. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 376 с.
- Социология Морено / Российский Гуманитарный Интернет Университет / Билиотека учебной и научной литературы: [Электронный ресурс] // www.I-U.ru
- Андреева Н.И. Социальная психология / Н.И. Андреева / Российский Гуманитарный Интернет Университет / Библиотека учебной и научной литературы: [Электронный ресурс] // www.I-U.ru
- Пожар Л. Специальная психология: проблемы нормы и абнормальности / Л.Пожар / Российский Гуманитарный Интернет Университет / Библиотека учебной и научной литературы: [Электронный ресурс] // www.I-U.ru
- Гарфинкель Г. Обыденное знание социальных структур. Социальная психология / Г. Гарфинкель / Российский Гуманитарный Интернет Университет / Библиотека учебной и научной литературы: [Электронный ресурс] // www.I-U.ru
- Рогозин / Психодиагностика / Психология. doc
- Психология детства / Возрастная психология / Психология. doc
- Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с. - (Психол. наука школе).
- Артемова А.В., Ахлебинин А.К. Использование виртуальных лабораторных работ в школьном курсе химии. Научная конференция студентов по итогам научно- исследовательской работы за 2005 год: материалы конференции. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. С. 134-136.
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим Бад. = М., 2003. 276 с.
- Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика.2000.№7 С.32-35.
- Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. 2004.№ 3 С.45-52.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 560 с.
- Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с. (Серия «Мэтры психологии»).
- Ахлебинин А.К., Лазыкина Л.Г., Кракосевич А.С. Компьютерные программы для обучения решению задач // Химия в школе.2002.№3 С. 51-59.
- Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. М.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с