Особенности восприятия школьниками основ православной культуры
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Особенности восприятия школьниками основ православной культуры"
Автор работы: Валерий
Страниц: 79 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Современный школьник живет в достаточно примитивном культурном пространстве, которое заполнено популярной музыкой, жестокими образчиками массового кино, досугом, направленным на развлечение. Современный школьник в этом пространстве не может получить сведений о том, что культура - это труд. Труд интеллектуальный, душевный, нравственный. Устойчивый стереотип, что культура есть отдых и развлечение, может быть преодолен только обращением и укоренением в другой области человеческой жизни традиционной, опирающейся на большой исторический опыт.
Представляется важным и то обстоятельство, что в гуманитарные предметы, входящие в государственный стандарт образования, проникают знания, связанные с историей христианства.
Тема дипломной работы Особенности восприятия школьниками основ православной культуры не просто поставлена как проблемная, но в этом направлении довольно много уже сделано нашими исследователями, а учитель, опираясь на них, может прояснить христианский облик того или иного поэта или писателя. Вместе с тем, проблемы духовной борьбы (что тоже отмечалось не раз) в отечественной культуре и истории, очень часто преподносятся в искаженном виде.
Для учителя православной культуры самым простым методом преподавания ее детям явился бы пересказ учебника Закона Божиего в надежде на то, что постепенно усвоенные знания сформируют необходимые личностные качества у детей и приобщат их к православной культуре. Однако современная государственная общеобразовательная школа имеет светский характер. Как же решить задачу увлечения детей Божественной Истиной, отраженной в многообразных формах проявления красоты православной культуры в окружающей жизни? От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Цель диплломной работы " Особенности восприятия школьниками основ православной культуры " заключается в том, чтобы установить единое понимание участниками всех образовательных структур значения предмета "Православная культура", что в равной степени относится к содержанию предмета и к специфике его программы. Концептуальное обоснование должно помочь в решении трех вопросов:
1. Для чего следует учить современных школьников данному предмету?
2. Как организовать педагогический процесс, чтобы преподаватель не искажал святую основу содержания данного предмета?
3. Как связать предмет "Православная культура" с интересами современных школьников (мотивация процесса обучения и отбор содержания), избежав опасности знаниевого подхода?
В связи с неразработанностью научно-теоретической основы и методики преподавания предмета "Православная культура" нет ясности и в определении подходов к отбору содержания. Поэтому представляется необходимым комплексное изложение здесь материалов теоретического и методического характера, что позволит уяснить концептуальную основу нового учебного предмета и содержание программы, выстроенной в соответствии с этой основой.
Задачей дипломной работы является методологическое обоснование предмета (характеристика понятия "православная культура" в культурноисторическом, аксиологическом, богословском и педагогическом аспектах).
- Общую характеристику православной культуры как образовательной области.
- Принципы построения программы предмета.
- Определение структуры программы предмета в соответствии с его спецификой.
- Сведения о возрастных, индивидуальных особенностях духовно-нравственного и эстетического развития современных школьников в связи с особенностями восприятия содержания предмета.
- Требования к подготовке учителя в соответствии со спецификой содержания предмета.
Методологической основой программы являются: свято-отеческое наследие (св. Василия Великого, св. Иоанна Златоустого толкование Священного Писания; св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника учение о человеке; св. Климента Александрийского о соотношении знания и веры; о чувстве (ощущении) как одном из четырех компонентов доказательства; о сущности и способах "детовождения"; св. преп. Григория Синаита о внутреннем совершенствовании человека; св. Тихона Задонского о формах морального назидания; преп. Серафима Саровского о соответствии способов и содержания беседы учителя уровню духовно-душевного развития ученика; св. Игнатия Брянчанинова о доступности изучаемого источника восприятию ученика; об использовании разных форм изложения духовного материала для активизации положительных душевных состояний (например, о возбуждении воли к покаянию средствами поэзии); св. Феофана Затворника о принципах отбора содержания и систематизации материала Священного Писания и формах его освоения; св. прав. Иоанна Кронштадтского о содержательной основе активизации интереса к познанию мира; о законах творчества, категории прекрасного и законах Божественного действия; о направлениях и задачах педагогической работы; о выделении богословского ядра при отборе материала); труды богословов (С.Л. Епифановича, С.М. Зарина, А.И. Осипова, о. П. Флоренского и др.); философов (М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и др.); культурологов, искусствоведов (П.А. Гнедича, В.П. Лега, Л.А. Успенского, Ф.И. Успенского и др.); психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна); педагогов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.Ф. Шаталова); специалистов в области эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.К. Белобородовой, Т.Н. Овчинниковой и др.); филологов (И.О. Шмелева); теоретические исследования по проблеме разработки образовательных стандартов, государственные документы в области образования, а также материалы обобщения практического опыта преподавания предмета на основе Банка психолого-педагогических данных, анализ которых позволил дать теоретическое обоснование целей, задач, принципов отбора материала, исходя из специфики предмета и разработать методику его преподавания в школе.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение понятия православная культура и восприятие . Специфика предмета.
В настоящее время существует несколько вариантов преподавания предмета "Православная культура": как Закон Божий, как история культуры, как предмет краеведения. Не отрицая всего полезного в этих вариантах, для введения предмета в массовую общеобразовательную школу следует все же определить единую основу предмета и ее вариативные компоненты. Это позволит, сохраняя общие цели и задачи предмета, обогатить его содержание и формы изложения. Основным базовым элементом является наличие в названии предмета ключевых слов "православная культура", что требует единой трактовки понятий "православная", "культура", "духовность".
В понятии "православная культура" оба составляющих термина: "православная" и "культура" определяются средствами понятийного аппарата богословской, философской, эстетической и педагогической наук. "Прилагательное православная" происходит от существительного православие" и означает признак, отличающий Православную Церковь от других христианских вероисповеданий. Под словом православие" понимается истинное знание о Боге и творении. Греческий термин православие" состоит из двух слов правый, истинный" и слава" (в двух значениях: вера" и славословие"). Правильное учение о Боге включает правильное славословие. Учение Бога людям является Откровением Бога святым людям через научение и через Таинства. Святые Отцы запечатлели этот опыт и знание в догматах"(10).
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение понятия православная культура и восприятие . Специфика предмета...7
1.2. Общая характеристика православной культуры как образовательной области..12
1.3.Проблема восприятия в трудах отчественных и зарубежных психологов..30
1.4. Особенности восприятия школьниками основ православной культуры.38
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Описание методов и методик исследования. Анализ освоения православных культур школьников.56
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений воспринимать предмет ОПК.61
2.3. Анализ и интерпретация данных опытно-экспериментальной работы. Сравнение эффективности проведенной работы...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.79
Использованная литература
- Бачинин В.А. Духовная культура личности.М.Политиздат.2002 .
- Белинский В.Г.Соб.соч.в 3 томах.т.2.М.художественная .2000.
- Бондарев В.П.Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда.,М.Педагогика,2003.
- Бака И.И.Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов,К.,Рад.школа.,2004.
- Бондаревский В., Формирование нравственного сознания старшеклассников.М.,Просвещение,2003.
- Борев Ю., Эстетитка.М.,Политиздат,2004.
- Воробьёв Г.Г.Школа будущего начинается сегодня.М.,Просвещение,2003.
- Внеклассная работа по труду.М.,Просвещение,2000.
- Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,2002.
- Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., Молодая гвардия,1998.
- Дейл Карнеги. Путь к счастью. Киевская книжная фабрика.2005.
- Дёмина Л.М. По законам красоты. М., Просвещение, 2004.
- Единство обучения и воспитания в процессе подготовки у труду молодёжи. Под ред. Варнаковой Е.Д.М.,2004.
- Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе.М.,Просвещение,2003.
- Журавлёва А.П., Болотина Л.А.Начальное техническое моделирование.М., Просвещение,2005.
- Залыгин С.П. Поворот. М.,Мысль , 2004 .
- Йовайша Л.А.Проблемы профориентации школьников.М., Педагогика, 2004.
- Комарова А.И.Эстетическая культура личности. К. Вища школа,2002.
- Кудряшов С.П.,Левашова Т.Н.Эстетическое воспитание будущих молодых рабочих.М.,высшая школа,2004.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.,Просвещение ,2005.
- Кочнев В.И. Обучение конструированию на уроках труда.М.,Просвещение, 2002.
- Липский В.Н. Эстетическая культура и личность.М.,Знание,2005.
- Нравственное воспитание школьников в труде. М., Просвещение, 2004
- Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс.М.Просвещение, 2003.
- Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1,2003.
- Просуленко А.А. Человек и город. Донецк «Донбасс»,2004.
- Профориентация молодёжи. М., Высшая школа,2005,
- Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: Метод. рекомендации. Курск: Изд-во МУП «Курская городская типография», 2007. С. 29. 1,3 п.л.