Занятия как основная форморазвития математических представлений у старших дошкольников
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Занятия как основная форморазвития математических представлений у старших дошкольников"
Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.
Проблема обучения математике в современной жизни при¬обретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновени¬ем ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы ав¬томатизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает на¬личие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анали¬зировать изучаемые процессы, поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привыч¬ки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логи¬ческого мышления дошкольников в наибольшей мере спо¬собствует изучение начальной математики. Для математичес¬кого стиля мышления характерны четкость, краткость, рас¬члененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически пе¬рестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие − значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного ода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей − развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Объект исследования − учебный процесс по формированию математических представлений.
Предмет исследования − занятие как основная форма развития математических представлений у старших дошкольников
Цель исследования − изучить процесс формирования математических представлений у старших дошкольников посредством занятий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Изучить педагогический опыт по проведению занятий по математике в старших и подготовительных группах..
3. Проанализировать использование воспитателями на занятиях по математике развлекательных элементов.
4. Провести анализ процесса обучения математическим представлениям
Таким образом, выдвигаем гипотезу: проведения занятий по развитию математических способностей лучшим образом сказывается на результате с точки зрения педагогики, психологии и формирования знаний.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к организации занятий по математике старших дошкольников 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Занятие как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении 8
1.3. Требования к проведению занятий в ДОУ 10
Глава 2. Развитие математических представлений на занятиях в ДОУ (на примере старших дошкольников) 13
2.1. Методы и организация исследования 13
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 19
Заключение 21
Библиографический список 22
Приложение 1 24
Приложение 2 27
Приложение 3 28
Использованная литература
- Артамонова О. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. №4.
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240с.
- Борзова Л.В. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в период педпрактики: Учебно-методическое пособие − Балашов: Николаев», 2004.− 76с.
- Виноградова Н.А. Занятие как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении − http://pik100.ucoz.ru/konsul/yprava/zanatie.htm
- Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов: В 2 ч. − Ч. 1. Содержание воспитания в детском саду. − 256с.
- Дошкольное образование. Словарь терминов / Составитель Виноградова Н.А. − М.: Айрис-пресс, 2005. − 400с.
- Запорожец А. В. Психология. − М., 1965. − 240с.
- Изикаева Р.Ф. Математика и художественное слово. Игра-инсценировка «Геометрические фигуры на прогулке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» − http://festival.1september.ru/articles/526058/
- Кляузер Л.И. Адаптивная программа «Занимательная математика». Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок. − http://festival.1september.ru/articles/502156/
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов срених педагогических учебных заведений. − М.: Академия, 2000. − 416с.
- Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. − Л.: 1990. − С. 47-62.
- Носова Е.А.Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. − Л.: 1990. − С. 24-37.
- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 672с.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. − М.: Просвещение, 1988.− С. 124.
- Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника // Под ред. Л.А. Венгера. − Киев, 1985. − С. 39-42.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. − М.: Просвещение, 1987. − С. 9-19.
- СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. − Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. − 672с.
- Тимофеева В.В. Развитие любознательности и умственных способностей. − http://mdou35.narod.ru/luboznatelnost.html
- Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Балашов: Николаев, 2004. − 68с.
- Федлер М. Математика уже в детском саду. − М.: Просвещение. 1981г. −С. 28-32.