Развитие речевого общения у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Развитие речевого общения у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Автор работы: Юлия
Страниц: 66 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражда-нином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Ко-гда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культур-ного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществля-ется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличност-ные контакты.
Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - родителей и педагогов - помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих не-доразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрица-тельно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмо-циональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значе-ниями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.
К одной из форм патологии речи у детей с нормальным слухом и пер-вично сохранным интеллектом относится Общее недоразвитие речи (ОНР), при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизноше-ния, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Пони-мание обращенной речи так же недостаточно.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на форми-рование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная ус-тойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при от-носительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, стра-дает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Современные подходы и проблемы развития речевого общения у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня 6
1.1. Особенности ОНР. ОНР III уровня 6
1.2. Методы коррекционной работы при ОНР III уровня 9
Глава 2. Экспериментальное исследование развития речевого общения у до-школьников с ОНР III уровня в условиях дошкольного образовательного уч-реждения 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Методика констатирующего эксперимента 31
2.3. Методика формирующего эксперимента 32
Заключение 62
Список литературы 64
Использованная литература
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних пе-дагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия». 2000.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихоло-гии. Учебное пособие - М.: Общество «Знание» РСФСР. 1991.
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтакси-са. - М.: МГУ. 1989. - 158 с.
- Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слыша-щими детьми // Ж. Дефектолог. - 1983. - № 2. - С. 28.
- Валявко С.М. Ежедневник логопеда детского сада. - М.: АСТ. 2001. - 255 с.
- Галанов А.С. Психодиагностика детей. М.: ТЦ Сфера. 2002. 128 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произ-носить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез. 2000.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. с. 205.
- Жинкин Н. Язык. Речь. Творчество. - М. Лабиринт 1998.
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит. журн.. 1994. - 96 с.
- Жукова Н.С. Мастюкова Е.М.. Феличева Т.Б. Преодоление общего недо-развития речи у дошкольников. - М., 1990.
- Зуева Л.Н. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ. 2005.
- Илюк М. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. - М.: Каро. 2004. - 40 с.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 195 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко .В. Фронтальные логопедические заня-тия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие для логопедов - М.: Издательство «Гном и Д». 2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонемати-ческого слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного воз-раста. Пособие для логопедов - М.: Издательство «Гном и Д». 2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические заня-тия в старшей группе для детей с ОНР (3-й уровень). Метод. пособие для ло-гопедов. - М.: «Гном и Д». 2004. - 114 с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для де-тей с нарушением речи / под редакцией Ю.Ф. Гаркуши - М.: Секачев В.Ю. Институт общегуманитарных исследований. 2002.
- Кубрякова Е.С. Шахнарович А.М. Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / АН СССР. Ин-т языкознания; Отв. ред. Е.С. Кубрякова. - М.: Наука. 1991. - 239 с.:
- Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПБ.. 1999.
- Левина Р.Е. Никотина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
- Логопедия: Учеб. студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под ре-дакцией Л.С. Волковой. С.Н. Шаховской - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2002.
- Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет Планирование, конспекты занятий, игры, упр. - М.: ТЦ Сфера. - 112 с.
- Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых на-рушений / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. М.: Аркти. 2003. 240 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2003.
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - М.: «Детство-Пресс» - 2004. 47 с.
- Новиковская О.Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопе-дические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2002.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное по-собие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.В. Воло-совец. Н.В. Горина. Н.И. Зверева и др. Под редакцией Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия». 2000.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
- Парамонова Л.Г. Как воспитать гения. Упражнения для развития речи - М: ООО Издательство АСТ. 2003.
- Парамонова Л. Логопедия для всех. - СПб.: Питер. 2004.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под редакцией В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1997.
- Правдина О.В. Логопедия. М., «Просвещение». 1973. 272 с.
- Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт обще-гумунитарных исследований. В. Секачев. 2002. - 256 с.
- Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко. С.Д. Забрамная. Т.А. Добровольская и др.; По общ. ред. И.Ю. Левченко. С.Д. Забрамной. М.: Издательский центр «Академия». 2003.
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. - Волгоград. изда-тельство «Учитель». 2001.
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений.- Владос. 2003 (Вологда: Полиграфист. ООО).- 368 с.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2000.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического вос-приятия и навыков звукового анализа.- СПб.: Детство-Пресс. 1999.
- Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб.. 1999.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошколь-ника : Пособие для логопедов. воспитателей и родителей .- М.: «Гном и Д». 2001 (Домодедово: ДПК).- 32 с.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. / Под редакцией Ф. А. Сохина. - М.:Просвещение. 1991.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Издательство института психотерапии. 2001.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. Е.М.Струнина. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС. 2004. 287 с.
- Феличева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.. 1992.