Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста «Радуга» и «Развитие» (раздел «Изобразительная деятельность»)
Реферат по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста «Радуга» и «Развитие» (раздел «Изобразительная деятельность»)"
Автор работы: Елена
Страниц: 19 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с творческой и самостоятельно-практической деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
- сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, но впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального и эмоционального развития ребенка в будущем.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
Работа по программе «Радуга» ведётся в дошкольных учреждениях по заказу Министерства образования России с 1989 года. Авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик), назвали её «Радуга», сравнивая с семью цветами радуги. Семь основ – семь видов деятельности в работе с детьми: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.
Программа «Развитие» разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. Основная цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста и художественных способностей детей дошкольного возраста. В основу программы положены 2 теоретических положения: - о самоценности дошкольного периода развития (ребенок не «опекаемый», а «созидатель»),
- развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентированные в окружающем с помощью специфических для дошкольников задач.
1. Анализ программы воспитания детей дошкольного возраста «Радуга» (раздел «Изобразительная деятельность»)
«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, рекомендованая Министерством образования и науки Российской Федерации по которой работают детские сады России 5.
Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
В этой программе по всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей 5, 26. Для занятий созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Основные цели программы «Радуга»:
- обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
- обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
- всестороннее и своевременное психическое развитие;
- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
- приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности: - красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;
- оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;
- желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;
Содержание работы
Введение 3
1. Анализ программы воспитания детей дошкольного возраста «Радуга» (раздел «Изобразительная деятельность») 5
2. Анализ программы воспитания детей дошкольного возраста «Развитие» (раздел «Изобразительная деятельность») 12
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Использованная литература
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 172 с.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 2008. – С. 70-81.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Ред. Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с. : ил.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
- Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
- Доронова Т.Н. Гризик Т.И. На пороге школы: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
- Доронова Т.Н. Сделаю сам: дидакт. альбом для занятий по ручному труду с детьми ст. дошк. возраста. - М.: Просвещение, 2006. — 39 с. : ил., 5-е изд., переработанное.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга». - 6-е изд. — М. Просвещение, 2007. — 160 с. : ил.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
- Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1981. – С. 338-363.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
- Трофимова Н.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007. – С. 24-99.
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2002. – 126 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 251 с.