Гражданское воспитание юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Гражданское воспитание юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности."
Автор работы: Ольга
Страниц: 22 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Начало ХХI века это время высоких технологических достижений, но, к сожалению, в жизни общества наблюдаются кризисные явления, деградация духовной культуры: падение морали, нравственности, гражданской ответственности вечных ценностей, свойственных любой эпохе.
Незаменимую роль в сохранении этих ценностей играет искусство. Искусство родилось неслучайно. Оно всегда было зеркалом жизни, отражением в художественных образах мыслей и чаяний человека. Подлинное, правдивое искусство всегда несёт людям радость познания, зовёт к раздумьям, к сопереживанию увиденного и услышанного. Среди его различных видов архитектуры, поэзии, живописи, театра и т.д. музыка обладает самым мощным зарядом в эстетическом и нравственном воспитании человека, потому что она непосредственно обращена к чувствам людей, их эмоциям, ощущениям. Выдающийся французский писатель Ромен Роллан утверждал, что «музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем её постигает разум».
В современных условиях развития Российской Федерации крайне актуальным становится развертывание целенаправленных программ возрождения духовных традиций, воспитания юношества в духе патриотизма, любви к Отечеству. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи в России не возможно поступательное социально-экономическое развитие. Не случайно проблематика гражданско-патриотического воспитания на основе культурных традиций нашла отражение в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (2001), Федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001 2005 годы) Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программе «Дети России на 2003-2006 годы» (2002) и других документах.
Необходимость разработки теоретических и методологических основ гражданского воспитания средствами музыкально-исполнительской деятельности обусловлена отсутствием современной концепции и технологии гражданского воспитания эффективных моделей системы гражданского воспитания юношества. Вместе с тем многими исследователями признается, что гражданское воспитание немыслимо без опоры на культурно-творческие традиции, которое обладает уникальными ресурсами многостороннего развития личности в процессе музыкально исполнительской деятельности.
Цель: Теоретически обосновать педагогические условия гражданского воспитания юношества средствами музыкально исполнительской деятельности.
Объект исследования. Процесс становления музыкально исполнительской деятельности.
Предмет исследования: Совокупность педагогических условий и средств гражданского воспитания юношества.
Гипотеза: Гражданское воспитание юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности предполагает:
1. Определение ведущих принципов гражданского воспитания на основе личностного подхода.
2. Создание творческо-ориентированной среды обеспечивающей качество, содержание гражданского воспитания юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретическая значимость:
Уточнение понятия гражданской воспитанности. Уточнение принципов гражданского воспитания. Обосновать и раскрыть процесс гражданского воспитания юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности.
1. Теоретические аспекты гражданского воспитания юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности.
1.1. Фаникулярно - понятийный аппарат
Одним из результатов научно-технической революции является растущее понимание значения музыки и других видов искусства в повышении творческого потенциала человека, большой роли музыки в воспитании подрастающего поколения. Давно признано, что точные науки математика, физика, биология, астрономия и другие формируют познавательные способности и развивают мышление школьника, а искусство, и в первую очередь музыка, формирует чувства и нравственные качества будущего гражданина. Мир музыки эмоциональная сфера психики человека. Сила ее в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и ее переживаний. Самые гуманные чувства сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям. «Страдание, понимаемое в человеческом смысле, писал К. Маркс, есть один из способов, каким человек воспринимает свое «я». Музыка в системе воспитания целостной личности выражает необходимые и взаимосвязанные стороны рационального и эмоционального в человеке и в любой его деятельности .
Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» . Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки» .
Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества -- особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
Содержание работы
Введение
1. Теоретические аспекты гражданского воспитания юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности.
1.1. Фаникулярно - понятийный аппарат
1.2. Сущность и содержание гражданского воспитания юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности.
1.3. Специфические особенности гражданского воспитания юношества средствами музыкально-исполнительской деятельности.
Использованная литература
- Список использованной литературы:
- Алиев Ю.Б. Психология искусства / Изд. 3-е. М.: Педагогика, 1996.
- Баренбойм Л. Размышления о музыкальной педагогике // Баренбойм Л. За полвека: Очерки: Статьи: Материалы. Л., 2001
- Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. Л., 1961.
- Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. М.: изд.-во «Институт психологии РАН», 1997.
- Воробьев В.П. Наш учитель Дмитрий Кабалевский // Начальная школа, 2004
- Вопросы музыкальной педагогики: Сб.ст. М., 2004.
- Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, М., 2003
- Дьяченко Н.Д., Котляревский И. Л., Полянский Ю.Д. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Музична Украина, 1987
- Ландовска В. О Музыкальная педагогика и проблемы гражданско-патриотического воспитания, М., 1998
- Музыкально-педагогическая концепция Е. К. Альбрехта (ведущие идеи) // Музыка и время. 2003
- Теоретические основы музыкального образования в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / науч. ред. З. И. Равкин; Перм. гос. пед. ун-т. М.: ТЦ Сфера, 2003. 116 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. - М.: Педагогика, 1984 с. 159