Интерпретационная деятельность старшеклассников на уроках литературы по изучению творчества Сергея Есенина
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Интерпретационная деятельность старшеклассников на уроках литературы по изучению творчества Сергея Есенина "
Автор работы: Юлия
Страниц: 65 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Нам не надо памяти тревожить,
Чтобы вспомнить о тебе сейчас,
Образ твой и в суете дорожной,
И в тиши не покидает нас.
Так, с годами – глубже и яснее,
Не старея, мы осознаем,
Почему вошел Сергей Есенин
В наше сердце, словно в отчий дом.
Р. Ивнев
С. Есенин – великий русский поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Благодаря своему таланту и вниманию к духовному миру каждого человека и противоречиям эпохи, Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только национальный, но и общечеловеческий характер. Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в «божественный глагол» и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Минуя клевету, длившееся годами умолчание, любые попытки «ограничить» его творчество, он продолжал оставаться самым нужным дорогим собеседником. Его слово уже давно стало частью нас самих, и « вошел Сергей Есенин в наше сердце, словно в отчий дом». Самое яркое подтверждение этому – отношение к поэзии Есенина наших учеников. Ни один другой поэт начала двадцатого века не вызывает у них такого интереса, желания осмыслить, еще раз услышать, интерпретировать, объясниться поэту… И все потому, что С.Есенин – один из самых лирических русских поэтов. Он «всю душу выплеснул в слова» - все свои чувства и переживания. Есенин-человек и Есенин-поэт – одно и то же лицо. Лирический герой Есенина – это он сам. Еще в школе Сергей Есенин утвердился в своем решении «всю душу выплеснуть в слова»: Тогда впервые С рифмой я схлестнулся. От сонма чувств Вскружилась голова. И я сказал: Коль этот зуд проснулся, Всю душу выплещу в слова. Мой путь, 1925 г.
На такое способен щедрый человек. Такие люди не прицениваются, не рассчитывают, а выплескивают. Направо и налево, порой через край, невзирая на то, что вместе с брызгами через край выплескивается хорошее и плохое. Так что же это за магическое и таинственное слово душа?
Словарь С.И. Ожегова дает такое толкование: внутренний, психический мир человека, его сознание . Душа в сочетании с другими словами выступает в качестве главного персонажа. Она радуется, поет, болит, она может быть пылкой, молодой, холодной, низкой и продажной. Ее можно излить и вывернуть наизнанку. Есенин – пример погруженности в себя, сосредоточенности лирического поэта на своем внутреннем мире, т.е. на своей душе. В его лирике торжествует стихия чувств, завораживающая всякого восприимчивого читателя. Бескомпромиссность и максимализм, безоглядность и удаль – источники лирической энергии Есенина.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….3
ГЛАВА I ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С. ЕСЕНИНА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСКАНИЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..…12
1.1. УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ИЗУЧЕНИЮ БИОГРАФИИ С. ЕСЕНИНА «Я ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ»………….……12
1.2. «ОРГАНИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ» -
ЕСЕНИНСКИЙ ИМАЖИНИЗМ……………………………...….…...19
ГЛАВА II
ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ………………………………………………24
2.1. ПРОНИКНУТЬ В ГЛУБИНУ
ЕСЕНИНСКОГО ВОСПРИЯТИЯ……………………………………25
2.2. УРОК-МАСТЕРСКАЯ
«НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…»…………………….…….30
2.3. ТРАГИЗМ ПОЭМЫ С. ЕСЕНИНА «ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»…36
2.4. КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ,
ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА С. ЕСЕНИНА…46
2.5. ВМЕСТЕ ПОСЛЕ УРОКОВ……………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...64
Использованная литература
- Бабенчиков М.В. Сергей Есенин//С.А. Есенин в воспоминаниях современников. Т.1. – М., 1986. – С.237.
- Бондаренко М.А. «А душу можно ли рассказать?». Поэзия Сергея Есенина в школе. 9 класс// в школе. – 2003.- №10.
- Бондаренко М.А. Поэзия Сергея Есенина в школе// в школе. – 2004. - №2.
- Бондаренко М.А. Поэзия Сергея Есенина в школе// в школе. – 2004. - №9.
- Булохова З.Н. Технология педагогических мастерских на уроках русской литературе. – М., 2004.
- Влащенко В.И. Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина// в школе. – 2005. - №11.
- Гулин А.В. Духовный путь Сергея Есенина// в школе. – 2001. - №5. – С.9.
- Демидович С.В. Образ Родины в лирике Сергея Есенина//Русский язык и . – 2005. - №12.
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века, 11 класс. – М., 2003. – С.9-11.
- Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. – М., 1992.
- Жирлинская Т. «Ты прости, что я в Бога не верую…»//. Приложение к «Первое сентября». – 2005. - №23.
- Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина// в школе. – 2003. - №10.
- Захаров А.Н. Эволюция есенинского имажинизма// в школе. – 2005. - №11. – С.2-7.
- Захаров В.Н. Художественно-философский мир Есенина// в школе. – 2004. - №2.
- Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2003. - С.13.
- Изотова Г.С., Кузнецова Л.П. Тема детства в поэзии С.А. Есенина и М.И. Цветаевой, 11 класс//Русский язык и . – 2008. - №6.
- Коленчинова Н.В. Современное прочтение Сергея Есенина//Русский язык и . – 2005. - №10.
- Коленчинова Н.В. Современное прочтение Сергея Есенина//Русский язык и . – 2006. - №3.
- Кошечкин С. О Есенине. – М., 1990.
- Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С.Есенина в школьном изучении. – Л., 1978.
- Малофеева Г.А. Тема дома в лирике Сергея Есенина 11 класс// в школе. – 2004. - №2.
- Мамлеев Ю.В. О Есенине//Наш современник. – 1990.- №10. – С.180.
- Мешков Ю.А. «Радуница» Сергея Есенина// в школе. – 2006. - №11.
- Мирошников В.М. «Черный человек» С.Есенина и «мелкий человек» Л.Леонова// в школе. – 2009. - №5.
- Нефагина Г.Л. Экзамен по русской литературе. Тесты. Тестовые задания. – М., 2001.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1972.
- Потапова Т.В. Мудрость избяных заповедей// в школе. – 2001. - №5. – С.26.
- Сербин П.К. Изучение творчества С.А. Есенина в школе. – М., 1988.
- Серегина Д.М. Мир, где все живое равноправно//Русский язык и . – 2003.- №2.
- Серегина Д.М. «Пророк несбывшихся упований»: творчество С.А.Есенина в свете философско-эстетических исканий Серебряного века// в школе. – 2008. - №11.
- Серегина С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: мифология революции// в школе. – 2009. – №14.
- Соловей Т.Г. Образ матери в лирике С.Есенина. 11 класс.//Уроки литературы. – 2004. - №3.
- Соловей Т.Г. «Потому что я с севера, что ли…»// в школе. – 2005. - №11.
- Сычев Б.П. Поэма С.А. Есенина «Черный человек». 11 класс// в школе. – 2006. - №9.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1978. – С.50.
- Шубникова-Гусева Н.И. «Моцарт и Сальери» Пушкина и «Черный человек» Есенина// в школе. – 2009. - №3.
- Шубникова-Гусева Н.И. Пришел в этот мир поэт…// в школе. – 2005. – №11. – С.12.
- Шубникова-Гусева Н.И. Творчество С.А.Есенина в школе// в школе. – 2004. – №2.