Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Логика --> Вопросы по логике

Вопросы по логике

Москва

Контрольная по предмету:
"Логика"



Название работы:
"Вопросы по логике"




Автор работы: Ольга
Страниц: 9 шт.



Год:2007

Цена всего:500 рублей

Цена:1500 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Отношения между понятиями.

Понятия, отражающие предметы мира, находятся в определенных отношениях. Виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека "). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка "). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.

Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые - это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет, однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону данного предмета. Например: режиссер фильма «Двенадцать» и режиссер фильма «Дикари».

В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. Если изображать отношение пересечения в виде кругов Эйлера (рис. 1), то в более темной части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

Рис 1. Отношение пересечения

В отношении подчинения (рис. 2) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" ( А ) и "театральный герой" ( В ). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".

Рис 2. Отношение подчинения

В отношении соподчинения (рис. 3) находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия ( В и С )- это виды одного рода ( А ), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" ( А ), "взятка" ( В ), "растрата" ( С ).

Рис 3. Отношение подчинения

В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Напрмер, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " ( А и В ), "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, "знающий философию" и "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются.

Содержание работы

1.Предмет и значение логики.

2.Понятие как форма мышления.

3.Отношения между понятиями.

4.определение понятий.

5.Деление понятий. Классификация.

6.Ограничение и обобщение объема понятий.

7.Общая характеристика суждения.

8.Простое суждение, его структура.

9.Сложное суждение и его виды:

- конъюнкция

- дизъюнкция

10.Сложное суждение и его виды:

- импликация

- эквиваленция

11. Логико-вопросная форма мышления.

12. Модальность суждений.

13. Основные законы правильного мышления:

- закон тождества

- закон непротиворечия

14. Основные законы правильного мышления:

- закон исключенного третьего

-закон достаточного основания

Использованная литература

  1. Предмет и значение логики
  2. Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Поэтому, устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики. Логика есть наука о законах и формах правильного мышления.
  3. Задача логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Особенностью предмета формальной логики служит анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.
  4. Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:
  5. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.
  6. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
  7. Методы получения нового выводного знания - сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.
  8. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.
  9. Логика, в наиболее широком понимании ее предмета, исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.
  10. Назначение и роль логики определяются, прежде всего, ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры общества, ценностей, накопленных человечеством. При этом имеются в виду не только результаты материальной и духовной деятельности людей, но и средства этой деятельности, и способы ее осуществления. Логика, относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры.
  11. Понятие как форма мышления.
  12. Мышление - это сложный, многосторонний процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
  13. Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.
  14. Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках. Это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами; например: "дерево", "самолет". Также понятие может выражаться группой слов (словосочетаниями); например: "житель города Таганрога", "изобретатель велосипеда", "воздушный шар" и др.


Другие похожие работы