Процессуальные теории мотивации труда: характеристика, возможности применения
Курсовая по предмету:
"Экономика труда"
Название работы:
"Процессуальные теории мотивации труда: характеристика, возможности применения"
Автор работы: Елена
Страниц: 25 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Мотивация – процесс побуждения к труду.
Теории мотивации:
1) “Политика кнута и пряника”: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд.
2) “Содержательная теория мотивации”: Потребности заставляют человека действовать, работать.
3) “Процессуальная теория мотивации”: Мотивация возникает в процессе труда.
С помощью содержательных моделей делаются попытки определить, что мотивирует людей на рабочем месте (например, самореализация, ответственность или рост); конкретизировать корреляционные механизмы мотивированного поведения. Процессуальные же теории, напротив, исследуют когнитивные предпосылки, которые затем реализуются в мотивации или действиях, и, что более существенно, их взаимосвязь друг с другом. В данной работы мы более детально остановимся на процессуальных теориях мотивации.
Актуальность выбранной темы обуславливается возрастанием
значимости социальных факторов в повышении эффективности труда и производства, вопросов стимулирования и мотивации труда работников. Хорошая и эффективная работа сотрудников является одним из основополагающих факторов достижения основной цели организации. А для того, чтобы персонал работал с интересом и желанием необходима система трудовой мотивации на предприятии.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение процессуальных теорий мотивации.
Основные задачи работы:
• Освоение содержания основных процессуальных теорий мотивации;
• Рассмотрение различных точек зрения авторов на стимулирование персонала;
• Рассмотреть возможность применения процессуальных теорий мотивации в современной организации.
Для написания данной работы мною были использованы материалы и
источники таких авторов, как Кокорев В.П., Лютенс Ф., Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х., Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., Молл. Е.Г., и др.
Глава 1. Процессуальные теории мотивации: характеристика
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Степень усилий, которые человек вкладывает в свой труд, зависят не только от его потребностей, но и от определенных аспектов рабочей ситуации. Именно рассмотрению совместного влияния этих двух факторов на поведение человека посвящены так называемые процессуальные теории мотивации.
Имеется основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера, а также теория подкрепления мотива.
1.1. Теория ожиданий
Теория ожидания уходит своими корнями в концепции психологов-новаторов Курта Левина и Эдуарда Толмена, касающиеся процесса познания, а также в концепции выбора поведения и полезности классической экономической теории. Однако первым сформулировал теорию ожидания применительно к трудовой мотивации Виктор Врум. В отличие от большинства критиков содержательных теорий Врум предложил свою
Содержание работы
Содержание
Введение....3
Глава 1. Процессуальные теории мотивации: характеристика.5
1.1. Теория ожиданий.5
1.2. Теория справедливости...9
1.3. Модель Портера-Лоулера.....11
1.4. Теория подкрепления мотива...12
Глава 2. Применимость теорий на практике....17
2.1. Теория ожиданий.......17
2.2. Теория справедливости.....18
2.3. Модель Портера-Лоулера.....20
2.4. Теория подкрепления мотива...23
Заключение24
Список использованной литературы..25
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Генкин Б.М. Основы управления персоналом. М., 1996.
- Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. М., Инфра-М, 2000.
- Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М., Инфра-М, 2001.
- Кокорев В.П.»Мотивация в управлении, Барнаул, 1997.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. М., Инфра-М, 1999.
- Молл. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М., Финансы и статистика, 2000.