Формирование конкурентных преимуществ предприятия (организации)
Дипломная по предмету:
"Менеджмент - Антикризисное управление"
Название работы:
"Формирование конкурентных преимуществ предприятия (организации) "
Автор работы: Юлия
Страниц: 60 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темя исследования. Рыночные условия функционирова-ния российских предприятий требуют новых стратегических подходов к ре-шению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функциониро-вания предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разра-ботку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспо-собности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление дея-тельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации.
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функциони-рующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнова-ния является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отече-ственном и внешнем рынках. Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в та-кой экономической категории, как конкуренция.
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции пред-приятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых пред-приятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия кон-кретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.
Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потре-бителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщи-ков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания по-требителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производ-ства.
Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкурен-ции на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция застав-ляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические дости-жения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, смысл которой заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами или товарами конкурентов, а не в действиях против предприятий - соперников. Но чтобы выиграть в конку-рентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере услуг и средств их продвижения на рынке.
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его пре-имущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработ-ки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддер-жания конкурентного преимущества.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия явля-ется неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого пред-приятия. Оценка конкурентной позиции предприятия, в том числе в части оценки персонала, требуется для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Подводя итоги всего вышесказанного, становится несомненной акту-альность темы повышения конкурентоспособности предприятия Повышение конкурентоспособности предприятия - необходимое условие выживания его в выбранном секторе рыночной экономики.
Объектом исследования выступает деятельность предприятия торгов-ли – магазина «Десятка»
Предмет исследования: факторы конкурентоспособности магазина «Де-сятка».
Цель настоящей дипломной работы: разработка мероприятий, направ-ленных на формирование конкурентных преимуществ торгового предпри-ятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности пред-приятия;
рассмотреть факторы, определяющие конкурентные преимущества магазина «Десятка»;
провести анализ проблем в деятельности торгового предприятия «Десятка»;
предложить пути усиления конкурентных преимуществ магазина «Десятка».
Научной и методической основой дипломной работы послужили ра-боты отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и кон-курентоспособности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содер-жит разработки рекомендаций по улучшению конкурентоспособности мага-зина «Десятка», имеющих значение для дальнейшей деятельности предпри-ятия.
Основные идеи, выводы и рекомендации в работе формулируются с учетом возможностей их практической реализации, на основе анализа как теории, так и практики управления предприятием. Закономерным результа-том такого подхода является возможность практического применения боль-шинства результатов исследования на предприятии
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 6
1.1 Основные понятия конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2 Формирование конкурентных преимуществ 9
1.3 Процесс управления конкурентоспособностью предприятия 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ МАГАЗИНА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ «ДЕСЯТКА» НА РЫНКЕ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Исследование конкурентных преимуществ магазина «Десятка» 22
2.3 Определение проблем в деятельности и выработка направлений совершенствования 29
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСИЛЕНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАГАЗИНА «ДЕСЯТКА» 35
3.1 Повышение культуры обслуживания 35
3.2 Внедрение мероприятий по развитию профессионализма работников 41
3.3 Повышение активности рекламы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009 – 259 с.
- Гельвановский М.,Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособ-ность в микро-, мезо- и макроуровневом изменениях// Российский экономи-ческий журнал, № 3, 2006 – с.67
- Головлева Е. Л. Торговая марка. Теория и практика управления : учеб. Пособие для вузов / Е. Л. Головлева. - 2-e изд., испр. и доп. - М. : Ас-пект Пресс, 2005 – 159 с.
- Глухов А.И. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения: Учебное пособие М.: Маркетинг, 2008 – 543 с.
- Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. - М: Дашков и К, 2007 – 700 с.
- Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник для сту-дентов вузов. - М.: Дашков и К , 2005 – 480 с.
- Жуланова Е.А. оценка персонала розничных магазинов// Кадровик, № 4, 2009 – с.47
- Золтнерс, Андрис А. Стратегия продаж: организация продуктивной работы торгового персонала. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005 – 486 с.
- Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия Р-н-Д:Феникс, 2008 – 298 с.
- Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг/ В. П. Шейнов.-М.: ACT, Мн.: Харвест, 2007 – 638 с.
- Канаян К. Мерчандайзинг. - М.: РИП-Холдинг, 2005 – 236 с.
- Каретников Т. М., Каретников М. В. «Конкурентоспособность фирм», Челябинск: «ЧГТУ», 2006 – 436 с.
- Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чай-никова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007 – 192 с.
- Корбанколева И. Решающий фактор - конкурентоспособность пред-приятия, М: МТС, 2006 – 228 с.
- Коппек В. Стандарты обслуживания в розничной торговле// Здесь и сейчас, №3, 2007 – с.54
- Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом.-2008.-№6 – с.53-59.
- Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М:Юрайт-издат, 2009 – 390 с.
- Маркетинг торговли : учебное пособие / О. В. Брижашева. –Ульяновск : УлГТУ, 2007 – 170 с.
- Мишин Ю.А. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур.- М.: Дашков и К, 2008 – 356 с.
- Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М. : Альфа-пресс, 2004 – 160с.
- Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ, «Маркетинг», 2008 – 320 с.
- Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли. М.: ИД «Дашков и K°», 2005- 327 с.
- Манько А.В. Коммерция: Учебно-методическое пособие: Финан-сы и статистика.- М.: Вершина, 2008 – 256с.
- Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы. Р-н-Д: Феникс, 2009 – 382 с.
- Никишкин В. В. М аркетинг розничной торговли. Теория и мето-дология. ЗАО «Издательство «Экономика», 2007 – 311 с..
- Ньюмен Э. Кален П. Розничная торговля. Организация и управ-ление / Пер. с англ. Под ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер, 2005 – 416с.
- Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Казань: ИКУ, 2006 – 104 с.
- Третькова Т.Н. Сервисная деятельность. М:Академия, 2008 – 320 с.
- Четыркина Н.Ю. Управление конкурентоспособностью предпри-ятий. Спб: СпбГУЭФ – 2007 – 371 с.
- Шекшня С.В. Управление конкурентоспособностью в современ-ной организации: Учебное пособие. - М.: Недра, 2007 - 386 с.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью органи-зации: учебник – М: Маркет ДС, 2008 – 426 с.