Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста
Курсовая по предмету:
"Экология"
Название работы:
"Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 47 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Развитие ребенка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающих познавательную деятельность и обеспечивающих эффективность процесса познания, называют интеллектуальными.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Природу дети воспринимают очень эмоционально. В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому (А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Л. С. Выготский и др.). Важно сделать так, чтобы природа вызывала у детей только положительные эмоции. Дошкольный возраст - возраст познания окружающего нас мира. Ребенок учится действовать в природе. Эмоции в этот период играют большую роль в формировании способов и приемов овладения деятельностью.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-положительной сферы у детей дошкольного возраста 6
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2. Цели и задачи экологического образования дошкольников 14
1.3. Особенности эмоционально-положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста 19
Глава 2. Использование игровой деятельности по ознакомлению старших дошкольников с природой 26
2.1. Характеристика старшего дошкольного возраста 26
2.2. Конспект занятия по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к природе 27
2.3. Диагностика эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 37
Заключение 43
Список литературы 45
Использованная литература
- Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М: Энциклопедия, 1985. - 356 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребёнка. - М.: Наука, 1980. - 145 с.
- Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М.: Просвещение, 2008. - 196 с.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 2006. - 214 с.
- Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. - 2007. - № 3.
- Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 5.
- Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 2008. - 147 с.
- Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
- Дементьева И. С. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / И. С. Дементьева // Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 140 с.
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М.: Просвещение, 1985. - 238 с.
- Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // В кн..: Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 2009. - 358 с.
- Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Просвещение, 1986. - 232 с.
- Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным // Дошкольное воспитание. 2006. № 1.
- Изгард К. Эмоции человека / К. Изгард, - М,.: Просвещение, 1980. - 189 с.
- Караневская О. В. Коррекционные занятия с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Начальная школа. - 2008. - № 6, 7, 8.
- Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 2006. - 169 с.
- Леонтьев А. Н. Эмоции // Философская энциклопедия. Т. 5. - М.: Энциклопедия, 1980. - С. 689.
- Литвинова О. М. Физкультурные занятия в детском саду. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Люблинская А. А. Детская психология. - М: Просвещение, 2008. - 415 с.
- Милонич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2008. - 289 с.
- Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2.
- Муллаева Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2008.
- Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2007. - 314 с.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева. - М: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.
- Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста // Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 412 с.
- Пензулаева Л. И. Растем здоровыми и крепкими. – М.: Дрофа, 2007.
- Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
- Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре. Старшая группа. – М.: Корифей, 2009.
- Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. - СПб: ПитерКом, 2008. - 688 с.
- Самоходкина Л. "В мире природы" - цикл психологических занятий для детей 5-6 лет // Дошкольное образование. -2009. - № 6.
- Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: Прогресс, 2007. - 176 с.
- Сисякина И., Войнова Н., Усатова О. Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников // Ребёнок в детском саду. - 2007. - № 5.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Виадос, 2007. - 113 с.
- Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. – М.: ГНОМ и Д, 2006.
- Щербак А. П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2009.
- Эмоциональное развитие дошкольника // Под ред. А. Д. Кошелёвой. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
- Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2006. - 456 с.