Энтропия и ее роль в современной картине мира
Реферат по предмету:
"Естествознание"
Название работы:
"Энтропия и ее роль в современной картине мира"
Автор работы: Молодых Елена
Страниц: 23 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность изучаемой темы, на наш взгляд связана с тем, что во второй половине XX века произошли два события, которые, на наш взгляд, в значительной мере определяют дальнейшие пути научного постижения мира. Речь идет о создании теории ин¬формации и о начале исследований механизмов антиэнтропийных процессов, для изучения которых синергетика привлекает все новейшие достижения неравновесной термодинамики, теории ин¬формации и общей теории систем.
Принципиальное отличие данного этапа развития науки от предшествующих этапов заключается в том, что до создания перечисленных направлений исследований наука способна была объяснить лишь механизмы процессов, приводящих к увеличению хаоса и возрастанию энтропии. Что касается разрабатываемых со времен Ламарка и Дарвина биологических и эволюционных концепций, то они и по сей день не имеют строгих научных обоснований и противоречат Второму началу термодинамики, согласно которому сопровождающее все протекающие в мире процессы возрас¬тание энтропии есть непременный физический закон.
Заслуга неравновесной термодинамики заключается в том, что она сумела выявить механизмы антиэнтропийных процессов, не противоречащих Второму началу термодинамики, поскольку локаль¬ное уменьшение энтропии внутри самоорганизующейся системы всегда оплачивается большим по абсолютной величине возрас¬танием энтропии внешней среды.
Важнейшим шагом на пути постижения природы и механизмов антиэнтропийных процессов следует введение количественной меры информации. Первоначально эта мера предназначалась лишь для решения сугубо прикладных задач техники связи. Однако последующие исследования в области физики и биологии позво¬лили выявить универсальные меры, предложенные К.Шен¬ноном, позволяющие установить взаимосвязь между количеством информации и физической энтропией и в конечном счете определить сущность новой научной интерпретации понятия «ин¬формация» как меры структурной упорядоченности самых разнообразных по своей природе систем.
Используя метафору, можно сказать, что до введения в науку единой информационной количественной меры представленный в естественно-научных понятиях мир как бы «опирался на двух китов»: энергию и вещество. «Третьим китом» оказалась теперь информация, участвующая во всех протекающих в мире процессах, начиная от микрочастиц, атомов и молекул и кончая функциониро¬ванием сложнейших биологических и социальных систем.
Естественно, возникает вопрос: подтверждают или опровергают эволюционную парадигму происхождения жизни и биологических видов новейшие данные современной науки?
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать сущность понятия энтропии и ее роль в построении современной картины мира.
Данная цель включает в себя необходимость решения следующих задач.
1. Характеристика самого феномена энтропии.
2. Освещение основных этапов развития теории энтропии.
3. Описание роли энтропии в построении современной картины мира.
Предметом исследования явилась характеристика сущности понятия энтропии.
Объект исследования понятие энтропии.
В процессе рассмотрения данной темы нами были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы и вторичных данных.
2. Сравнительный метод.
В процессе написания данной работы нами в основном была использована учебная и монографическая литература.
Содержание работы
Введение.3
1. Сущность понятия энтропии...6
2.Этапы развития теории энтропии...13
2. Роль энтропии в построении современной картины мира.17
Заключение..21
Список используемой литературы23
Использованная литература
- Евин И. А., Синергетика искусства/ И. А. Евин.- М.: Б.и., 1973.- 171с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П., Основания синергетики - Режимы с обострением. Самоорганизация. Темпомиры./ Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов.- Спб.: Алетея, 2002.- 414с.
- Николис Г., Пригожин И., Познание сложного/ Г. Николис, Пригожин И.,.- М.: Мир, 1990.- 344с.
- Петров В. М. Количественные методы в искусствознании/ В. М. Петров.- М.: Смысл, 2000.- 156с.
- Пригожин И. Р. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы/ И. Р. Пригожин.- Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.- 180с.
- Пригожин И.Р. Стенгерс И., Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой/ И. Р. Пригожин, И. Стенгерс.- М., 2003.- 312с.
- Режиссерский театр от «Б» до «Ю». Разговоры под занавес века. Выпуск 1. Издание второе.- М., 2004.- 529с.
- Рождественская Н. В., Психология художественного творчества: учебное пособие/ Н. В. Рождественская.- Спб, 1995.- 272с.
- Седов Е., Кузнецов Д. В начале было Слово / Е. А Седов, Д. В. Кузнецов. СПб.: Издательство «Дашков и К0», 2004.- 209с.
- Седов Е.А. Взаимосвязь информации, энергии и физической энтропии в процессах управления и самоорганизации. Информация и управ¬ление./ Е. А. Седов.- М.: Наука, 2006.- 214с.