Деловая беседа как разновидность служебно-делового общения.
Реферат по предмету:
"Этика"
Название работы:
"Деловая беседа как разновидность служебно-делового общения."
Автор работы: Ольга
Страниц: 11 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Что такое общение? Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6].
Общение людей протекает в различных сферах социальной коммуникации. Одной из наиболее актуальных проблем исследования социального речевого взаимодействия является изучение служебно-делового общения, так как жизнь делового человека связана с общением непосредствен¬но. Без речи невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях [1]. Служебно-деловое общение отличается от всех прочих типов общения тем, что всегда имеет целевую направленность на достижение какой-либо предметной договорённости [2]. В деловом общении происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Во многих странах мира курсы «Речь» и «Деловое общение» входят в учебные про¬граммы университетов и колледжей. У нас же эти предметы только-только пробивают себе дорогу [1]. Предпринимательская деятельность требует от начинающих бизнесменов умения находить партнёров, сотрудничать с ними, контактировать с чиновниками, то есть активно общаться [2]. Но, к сожалению, у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности [7].
Под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире. Она предполагает высокую коммуникативную культуру (умение говорить и слушать), умение объективно воспринимать и правильно понимать партнёра, умение строить отношения с любым партнёром, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов [1].
По структуре, продолжительности и функциям различают несколько типов делового общения [10]:
1. Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
2. Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
3. Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому- либо вопросу.
4. Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяе¬мой [2].
Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопре¬деленно: это и просто деловое общение заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отноше¬ниями. В целом, под деловой беседой понимают речевое общение между собесед¬никами, которые имеют необходимые полномочия от своих орга¬низаций и фирм для установления деловых отношений, разреше¬ния деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению [2].
Интерес к деловой беседе не случаен. По мнению В.Г. Костомарова, деловая беседа связана с усилением межнационального, международного и глобального взаимодействия людей и социумов, с развитием «высоких технологий» [3], а также с коренными социальными переменами в России с 1985г., приведшими к установлению новых рыночных отношений. Изучение закономерностей подготовки и проведения деловой беседы имеет важное практическое значение не только для бизнесменов, но и для людей любой другой профессии, так как в её процессе рассматриваются вопросы устройства на работу, ремонта квартиры, предложения о сотрудничестве, совершаются сделки купли-продажи и т.д. [1]. Таким образом, мы видим, что почти все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи различных типов деловой беседы.
Прежде чем перейти к рассмотрению структуры деловой беседы, нужно понять, какие она имеет цели, задачи и преимущества.
Глава 1. Деловая беседа
1.1. Цель и задачи деловой беседы
Цель деловой беседы - достижение договоренности с партнером [1]. Оно может быть выражено в стремлении одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы активно действовать, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения. Другими словами, целью деловой беседы является создание новой деловой ситуации или новых деловых отношений между участниками беседы [9].
Задачами беседы выступает получение служебной информации, взаимное общение работников одной сферы, совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов, контроль и координация начатых мероприятий, стимулирование трудовой активности [2].
1.2. Преимущества деловой беседы
Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую един¬ственной возможностью убедить собеседника в обоснованности ва¬шей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее [2].
В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами [9]:
1. Она даёт возможность быстро отреагировать на высказывания собеседников, что способствует достижению целей.
2. Беседа характеризуется возможностью более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения и понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.
Беседа предполагает не монолог, а диалог, поэтому необходимо формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению. Благодаря эффекту обратной связи, беседа позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров [9].
Содержание работы
Введение.......................3
Глава 1. Деловая беседа........4
1.1. Цель и задачи деловой беседы......4
1.2. Преимущества деловой беседы.......4
Глава 2. Структура деловой беседы......5
2.1. Подготовительный этап беседы......5
2.2. Начало беседы.....................6
2.3. Передача информации...............7
2.4. Аргументация......................8
2.6. Принятие решений и завершение беседы..............................9
Заключение..........................10
Список литературы...................11
Использованная литература
- :
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003 - 368 с.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 295 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура М., 1990.
- Капто А.С. Профессиональная этика - М.-Ростов н/Д.: СКАГС, 2006 - 799c.
- Кондрашин И.И. Кодекс светского поведения М.: Миратос, 2006. 656с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998 512с.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 2002. 320 с.
- Мицич П. Как проводить деловые беседы: Сокр. пер. с серб.-хорв. / Под ред. В.М. Шепеля. М.: Экономика, 1983. 208с.
- Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М. , 1987.
- Особенности служебно-делового общения / Кафедра Русского языка Московского Государственного Университета Печати (МГУП)
- (mgup-vm.narod.ru/russian/)