Культура древней Руси
Реферат по предмету:
"История"
Название работы:
"Культура древней Руси"
Автор работы: Ольга
Страниц: 19 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она формируется челове¬ческим обществом и в то же время формирует и развивает это обще¬ство. История культуры не есть сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художествен¬ного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.
Основой для развития культуры Древней Руси стала славянская культура. На формирование художественного творчества Древнерусского государства оказали большое влияние такие поли¬тические события и процессы, как объединение восточнославян¬ских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление его границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее международных связей; начинавшиеся феодальные усобицы.
Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов. Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину ми¬ра той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры ока¬зало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже та¬таро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
Основу древнерусской культуры составила языческая культура восточнославянских племен. Культура Древней Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
Другой важнейшей составляющей явилась христианская куль¬тура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопре¬делило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Ев¬ропой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.
1. Письменность и образование.
Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
Широкое распространение грамотности связывают с
деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (при¬нявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христи¬анских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках грече¬ском и славянском. Принятие христианства способствовало дльней¬шему развитию письменности и просвещения.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками глаго¬лицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее
происхождение. Вероятно, именно она была создана Кириллом Филосо¬фом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаго¬лица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из ко¬жи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встре¬чаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда наоборот. В основу кириллицы было положено только греческое торжест¬венное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке,
обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими
на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаго¬лица так и не прижилась. Имя Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славян¬ской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном переводе «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку
Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включав¬шая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников.
2. Устное народное творчество и становление древнерусской
письмен¬ной литературы.
Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и за¬клинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), посло¬вицы, поговорк, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные историче¬ские события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир
Красное Солнышко.
Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специаль¬но выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниа¬тюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Вся древнерусская литература делится на переводную и ориги¬нальную.
Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и
рассматривался как часть национальной словесности. Выбор перевод¬ных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произ¬ведения и хроники.
Оригинальная древнерусская литература представлена следу¬ющими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
Летописание занимает центральное место среди жанров древ¬нерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались ле¬тописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», со¬ставленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и уст¬ных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее из¬вестные из них Лаврентъевскаям Ипатьевская летописи. Основная идея произведения единство и величие Русской земли. С XII в. рас¬цвет получает летописание местных центров.
Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)
Слово (поучение, речи) произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра торжественное красноречие и нравоучительное крас¬норечие. Древнейший памятник торжественного красноречия «Сло¬во о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» первое из¬вестное оригинальное произведение, созданное русским авто¬ром, представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и про¬славляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия «Поучение Вла¬димира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой свое¬образное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
Особую группу памятников древнерусской литературы состав¬ляют хождения (хожения) разновидность литературы о путешест¬виях. Их главное назначение рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о приро¬де, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произве¬дений этого жанра «Хождение игумена Даниила» в Палестину.
Содержание работы
Введение..2
1. Письменность и образование.3
2. Устное народное творчество и становление древнерусской
письмен¬ной литературы.5
3. Архитектура..8
4. Изобразительное искусство.10
5. Декоративно-прикладное искусство12
6. Музыка...... 14 Заключение14
Список использованной литературы.15
Использованная литература
- Список использованной литературы.
- История и культура Отечества : учеб. пособие для студентов/ под ред. В.В.
- Гуляевой. - М., 2005. С. 42-54.
- Лихачев Д. С. Культура Древней Руси/ Д.С. Лихачев.- Л.,1967.-С.7-82.
- Лубченков, Ю.Н. Древняя Русь : с древнейших времен до 1462 года /
- Ю.Н.Лубченков, Г.В.Клокова. - М., 1998. С. 29-34.
- Любимов Л. Искусство Древней Руси/Л.Любимов. - М.,1996.- С.21-
- 210.
- Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура/ П.А. Раппопорт.- СПб, 1993.-
- С. 28-45, 48-78, 79-108.
- Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси/ Б.А. Рыбаков.- М.,
- 1984.- С. 311- 340.
- Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре/
- Ю.С. Рябцев .- М., 1995.- С. 72-76.
- Языческая культура древних славян//Искусство.- 2004.- № 3