Моцарт в европейском и культурном мире
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Моцарт в европейском и культурном мире"
Автор работы: Юлия
Страниц: 42 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
§ 3.1. Моцарт и политика
Долгое время музыковеды упорно насаждали в массах тезис, будто Моцарт всегда был вне политики. Уж очень не вязалось обратное с их представлениями о непреходящем характере прекрасного, которое существует вечно и вне реального времени.
Однако факты опровергают подобные утверждения. Моцарт регулярно читал газеты и был прекрасно информирован обо всех важных событиях или вооруженных конфликтах - в Европе или за океаном в североамериканских штатах. В его библиотеке, оставшейся после смерти, оказалось чуть более 40 книг. Из них лишь две были о музыке и в то же время - семь философских трактатов, написанных известными просветителями того времени Мозесом Мендельсоном и бароном Адольфом фон Книгге.
Правда, о французской революции в письмах Моцарта нет ни слова, но его опера «Свадьба Фигаро» бличала социальные устои общества красноречивее любых памфлетов. «Со сцены открыто поется о том, о чем в наше время запрещено говорить вслух», - писала после премьеры газета «Винер Реальцайтунг». Успех к этой опере пришел не сразу. Поначалу высшие слои общества, верно уловив не только иронию, но и критику в свой адрес, бойкотировали спектакль. Лишь после штурма Бастилии начались бесконечные аншлаги.
Бесполезно искать в письмах или иных бумагах Моцарта и какие бы то ни было упоминания о масонах. А между тем он был членом «Ложи коронованной надежды», куда входили аристократы, театральные деятели, ученые, люди творческих профессий, разделявшие идеалы масонского движения - гуманизм, терпимость и братство.
Впрочем, Моцарта привлекал не столько мистицизм тайных союзов, сколько возможность поддерживать тесные личные контакты с интересными людьми. А их Моцарт очень ценил.
§ 3.2. Проблема Моцарта
Разговоры о том, что Моцарт не пользовался должным признанием современников, что ему мало платили, он влачил бедное существование и умер почти без копейки, - не более чем домыслы, создающие фальшивый образ непонятого гения, который не мог толком заработать своим искусством на кусок хлеба. «Все это выдумки», - уверяет искусствовед Габриэле Рамзауэр, главный хранитель музейных экспозиций и реликвий Моцартеума - Международного фонда имени Моцарта в Зальцбурге. По ее словам, на протяжении большей части своей жизни композитор, избравший путь свободного художника, зарабатывал по тем временам «безумно много». Только доходы от уроков трем ученикам составляли в пересчете на нынешние деньги около 18 000 евро в год. За концерт Моцарт брал в среднем 4000 евро, а постановка оперы «Дон Жуан» в Праге принесла ему гонорар в размере минимум 38 000 евро. «Живя в Вене, Моцарт брал за урок по 45 евро в час, тогда как его отец в Зальцбурге зарабатывал уроками всего по 4 евро в час. В целом уровень доходов Моцарта сравним сегодня с тем, который имеет, к примеру, главный врач какой-нибудь преуспевающей частной клиники».
Проблема Моцарта заключалась отнюдь не в нехватке денег, а в тщеславии и честолюбии и в неспособности рачительно распоряжаться заработанным. Он любил вращаться в аристократических кругах и, стараясь ни в чем не отстать от знати, жил на широкую ногу.
Моцарт обзавелся собственным парикмахером, который будил его каждое утро, шил платья и обувь у лучших мастеров, завел дорогой экипаж и хорошего коня, купил себе бильярдный стол и проигрывал на нем целые состояния. Только за аренду понравившейся квартиры он мог, не задумываясь, выложить сумму, соответствующую примерно 15 000 евро, тогда как в Зальцбурге его отец за куда более обширные апартаменты из семи комнат плюс большой салон платил как минимум в пять раз меньше. «Моцарт легко залезал в долги, но и сам охотно давал взаймы. Деньги будто просачивались у него сквозь пальцы, и он так и не научился контролировать свои расходы».
Не исключено, что привычка не считать деньги зародилась у него еще в детстве, когда в путешествиях с отцом по Европе их щедро одаривали при дворах монарших особ. Копить на «черный день» было не в его стиле, поэтому неудивительно, что «подготовиться» к смерти он толком не успел. Когда он умер в ночь на 5 декабря 1791 года, в доме нашлась лишь незначительная сумма наличных, едва хвативших на организацию похорон третьего класса. Об этом ритуале следует сказать особо - иначе трудно понять, почему никто до сих пор не знает точного места захоронения Моцарта и откуда взялся его череп, который хранится в Зальцбурге в Моцартеуме и до сих пор вызывает споры о его подлинности.
По поводу излишней «скромности» похорон, устроенных великому композитору, австрийские историки в один голос уверяют, будто это было в духе того времени. В те годы Австрией правил император Иосиф II, прослывший большим реформатором. Его реформы коснулись, в частности, и сферы ритуальных услуг.
В «йозефинский период», как называют те времена нынешние австрийцы, церемония похорон была упрощена до предела, и пышные погребения считались «реакционными». Одно время в ходу были даже «многоразовые гробы» с откидным дном. Такой гроб доносили до могилы, откидывали защелку и опустошали, так что покойного предавали земле уже без «упаковки». Впрочем, это новшество, слава богу, надолго не прижилось. Кладбища, находившиеся в ту пору в центральной части города, в целях улучшения санитарии и гигиены были ликвидированы, а на окраинах открыты новые.
Как сегодня ни кажется странным, но именно этот вид поорон пользовался в Вене наибольшей популярностью. Ему отдавали предпочтение в среднем пятеро из семи горожан. Именно так похоронили и Моцарта после отпевания в венском кафедральном соборе св.Стефана.
Более торжественных церемоний удостаивались лишь обладатели фамильных склепов и иных заранее оплаченных мест захоронений. «Было бы ошибкой утверждать, будто Моцарту устроили какие-то совершенно недостойные похороны.
Траурная церемония полностью соответствовала духу и обычаям того времени. Если бы Моцарт в конце своей жизни не наделал столько долгов, возможно, его могли похоронить и по второму классу. А так Констанция вынуждена была сильно экономить».
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Характеристика творчества Вольфганга Амадея Моцарта 7
§ 1.1. Мелодика Моцарта 7
§ 1.2. Оперное творчество 10
§ 1.3. Музыкальные характеристики действующих лиц, героев оперы 12
Глава 2. Проблема творческого процесса Моцарта 15
§ 2.1. Созидательный процесс Моцарта 15
§ 2.2. Моцартовская стратегия 21
§ 2.3. Сходство стратегии Моцарта 22
Глава 3. Лицом к лицу с эпохой 25
§ 3.1. Моцарт и политика 25
§ 3.2. Проблема Моцарта 26
§ 3.3. Смерть Моцарта 28
Глава 4. Музей Моцарта 35
Заключение 40
Список литературы 42
Введение
Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, Реквием и другие произведения различных жанров.
Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфонической музыки, Моцарт внес и много нового, оригинального. Огромную художественную ценность представляют его оперы. «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» пользуются неизменным успехом уже скоро два столетия. Точно так же и в других жанрах Моцарт сказал свое слово.
Поразительный талант Моцарта, его ранняя смерть привлекли внимание не только современников композитора. Великий Пушкин написал маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», а композитор Римский-Корсаков по этой трагедии создал оперу.
В наши дни музыка Моцарта звучит в концертах, оперных театрах, по радио. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных училищ, консерваторий, всесоюзных и международных конкурсов. О Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни.
Актуальность курсовой работы заключена в том, что история изучения музыки Моцарта насчитывает более двух веков. Среди огромного числа исследований одни завоевали широкое признание, другие остались в тени. При такой ситуации неизбежны параллелизмы, повторные открытия давно забытого и отброшенного, равно как и сосуществование в разных ячейках культурной памяти взаимоисключающих, но одинаково убедительных умозаключений.
Цель курсовой работы - упорядочить все эти противоречивые, вернее, кажущиеся таковыми, результаты исследований. Особенно если иметь в виду особую многозначность, скрытую сложность музыки Моцарта. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых фактах аналитической моцартианы с тем, чтобы попытаться найти некую равнодействующую.
Сегодня мы высокомерно улыбаемся, читая критиков 1780-х годов, сокрушаемся: как можно было ругать именно то, что ныне признано достоинствами. И напрасно! Ведь современники композитора имели огромное преимущество подходить к феномену его музыки непредвзято, с открытой душой. Нам делать это куда труднее.
Хулители и почитатели сходились тогда в одном: музыка Моцарта богата и многообразна.
Только одни усматривали в этом богатстве «неестественность», «не в меру приправленную пряностями пищу» и сетовали на перегрузку слушательского восприятия, несовершенство формы, пренебрежение требованиями жанра; в опере вокальные линии казались чересчур искусственными, а оркестр - слишком громким и сложным; в симфониях Гайдна находили гораздо больше «единства, ясности и отчетливости изложения», чем у Моцарта.
Напротив, другие восхищались «подлинным, неприкрытым и безыскусным богатством музыкальных идей».
Если в многообразной истории восприятия Моцарта и есть стабильное, так это его сопоставление с Бетховеном. Борьба моцартианцев и бетховенианцев началась с 1830-х годов; одни отстаивали классическую красоту и ясность, другие - музыкальный прогресс.
Параллельно с эволюцией критической мысли протекает мифологизация Моцарта. Задолго до 1991 года это искусство пытались представить бесспорным, надеялись на его магическое воздействие, превышающее возможности обычных художественных творений.
Такую надежду запечатлел в своем дневнике 175 лет назад Франц Шуберт. А вот пример из нашего столетия: в год 150-летия со дня смерти Моцарта национал-социалисты превозносят его как истинно немецкого художника, и в это же время Альфред Эйнштейн пишет в эмиграции свою знаменитую монографию.
Предисловие к ней датировано 9 мая 1945 года. Но в книге говорится только о Моцарте, удаленном от всего преходящего. Последние слова монографии - о Мировом Духе, чистом звуке и преодолении земного хаоса.
Идеализированное восприятие Моцарта начинает складываться вскоре после его смерти. Уже Гёте, сам причисленный современниками к плеяде божественных гениев, говорил о «бого-вдохновленности» Моцарта. Однако в этом совершенстве для Гёте таилось и нечто пугающее: «Я не могу отделаться от мысли, что демоны, чтобы дразнить людей и издеваться над ними, выдвигают порой отдельные существа, которые настолько привлекательны, что каждого к ним влечет, и полны такого величия, что никто не может стать вровень с ними. Так выставили они Моцарта, как недосягаемое совершенство в музыке, а в поэзии - Шекспира».
Тогда же, параллельно с формированием в искусстве «моцартовского идеала», возникает моцартианство. Оно не сводится к подражанию, воспроизведению характерных черт стиля. В истории культуры Моцарт, его личность, его человеческая и творческая судьба, особенно же - его музыка чем далее, тем все более начинают восприниматься как некий магический кристалл, с помощью которого можно проникнуть в природу гения, в тайны гармонии мира и в законы художественного совершенства.
Неудивительно, что во все времена стремились познать, «объяснить» Моцарта. Однако парадоксальным образом соединенные усилия биографов, исследователей, литераторов, философов, драматургов и режиссеров не только не прояснили картину, но превратили Моцарта в вечную проблему культуры, так и не постигнув сокровенную сущность его гения.
Попытки «вычитать» Моцарта-человека из его писем, фактов биографии или музыкальных произведений, как правило, создают образ не более достоверный, чем на несовершенных портретах композитора. Пожалуй, личность Моцарта становится тем неуловимее, чем пристальнее в нее вглядываешься.
И вот уже современный философ задает убийственный своей логичностью вопрос: «Выл ли вообще Моцарт?»
Глава 1. Характеристика творчества Вольфганга Амадея Моцарта
§ 1.1. Мелодика Моцарта
Моцарт принадлежт к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.
При этом красота и пластичность мелодии, восходящей к народному творчеству, совершенство художественного мастерства сообщают музыке Моцарта ее неувядаемость. Творчество Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени.
Для творчества Моцарта характерны жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки с особенностями других национальных музыкальных культур, единство глубокого идейного содержания и совершенной художественной формы.
Австрийская народная песенность - основа музыки Моцарта. Музыка Моцарта, как и Гайдна, своими корнями уходит в австрийскую народную песенность; но у Моцарта эти "связи с народнопесенными истоками, может быть, не столь прямые и непосредственные, как у Гайдна, сложнее и тоньше. Произведения Моцарта отличаются душевной чуткостью, поэтичностью, тонким изяществом, филигранной отточенностью.
Моцарт - один из величайших мелодистов. Простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта, сочетающие черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной "кантилены, отличаются богатством внутреннего содержания. Для многих мелодий Моцарта характерны изысканные хроматизмы, задержания при ясной мажорной или минорной ладовой основе и простоте гармонических функций.
П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», - воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».
Но в музыке Моцарта часто встречаются и мелодии мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом, заключающие в себе контрастные элементы. Источник мелодического вдохновения Моцарта неиссякаем. Это многократно отмечали выдающиеся музыканты. Н. А. Римский-Корсаков писал в 1897 году своему другу, московскому музыкальному критику С. Н. Кругликову: «Чистая мелодия, шедшая от Моцарта через Шопена и Глинку, жива поныне и должна жить, без нее судьба музыки - декадентство».
Роль полифонии. Большое значение в музыке Моцарта имеет полифония, развивающая некоторые стороны баховской полифонии, но на основе новых стилистических принципов венской классической школы - с господством в ней гомофонно-гармонического типа мышления. Новое в полифонии Моцарта по сравнению с Бахом, связано, главным образом, с характером самих тем, подвергающихся полифонической разработке.
Тема любой баховской фуги сама в себе таит необходимость полифонического, имитационного развития. Тема Моцарта большей частью гомофонна по своей природе и представляет собой мелодическую основу музыки гомофонно-гармонического склада.
Но в процессе развития тематического материала Моцарт широко пользуется и полифоническими приемами. В тех случаях, когда произведение или его отрывок задуманы в полифоническом стиле, тема по своему характеру приближается к баховской. Примером может служить знаменитая двойная фуга из «Реквиема».
Гармонический стиль. Гармонии Моцарта еще больше оттеняют выразительность и красоту мелодического образа. Как это было свойственно всей музыке XVIII века, они основаны на взаимосвязи главных функций: тоники, субдоминанты и доминанты. Но эти функции используются в музыке Моцарта разнообразно, - с употреблением побочных ступеней лада, внутритональных отклонений, сложных для своего времени модуляций.
Смелые модуляции и далекие тональные в сопоставлении в музыке Моцарта неоднократно приводили в смущение его современников и казались им музыкальной дерзостью. При этом гармоническое новаторство Моцарта нигде не сопровождается разрушением основ мажорного или минорного лада; напротив, оно обогащает лад, расширяет его выразительные возможности. Но и самые простые гармонии, основанные на функциях I, IV, V ступеней, кажутся в творчестве Моцарта свежими и получают новую жизнь благодаря красивым и изящным мелодиям.
Фактура. Красота музыки Моцарта в огромной степени связана с фактурой его произведений, всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которой глубоко содержательна,- все эти свойства музыки Моцарта, наряду с ее высоким артистизмом и поэтической одухотворенностью, придают ей чарующую силу.
Использованная литература
- Аберт Г., В. А. Моцарт, ч. I, кн. 2, М., 1999
- АльшвангА., Венские классики, М., 1995
- Бент М., Концепция личности в «Фаусте» Гёте и драматургии Клейста. «Гётевские чтения - 1984», М., 1986.
- Бражнин И. Я. Ликующая муза. Новосибирск, Западно- Сибирское книжное издательство, 1974.
- Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. Изд. 5-е. М.: Музыка, 1988.
- Гофман Э. Т. А., Избранные произведения, М., 1989
- Гретри, Мемуары или очерки о музыке, т. 1, М.- Л., 1999
- Дилтс Р., Стратегии гениев. Т. 1. Аристотель, Шерлок Холмс, Уолт Дисней, Вольфганг Амадей Моцарт/Пер. с англ. В.П. Чурсина. - М.: Независимая фирма Класс, 1998.
- Конен В., Ассоциативное и специфическое.- «Советская музыка», 1966, № 12.
- Кребийон-сын, Заблуждения сердца и ума, М., 1974,
- Рубинштейн А. Г., Музыка и ее представители, М., 1892
- Чичерин Г., Моцарт, Л., 1970,
- Шиллер И., О наивной и сентиментальной поэзии, т., VI, М.- Л., 1950,
- Широкова В., Формальный тематизм в инструментальных произведениях Моцарта.- «Форма и стиль», Л., 1990