Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Искусство и культура --> Отличительные особенности детского и взрослого репертуара

Отличительные особенности детского и взрослого репертуара

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Дипломная по предмету:
"Искусство и культура"



Название работы:
"Отличительные особенности детского и взрослого репертуара"




Автор работы: Юлия
Страниц: 51 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

2.3 Формы и жанры репертуара для всех возрастных категорий

В процессе создания сценического репертуара для любых возрастных категорий, необходимо осваивать все разнообразие хореографических форм и жанров, сложившихся на сегодняшний день в исполнительской практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов. Эту тенденцию, как основную линию развития хореографических коллективов, необходимо признать правильной, при условии точного учета специфики их работы и реальных возможностей.

Создавая учебный и концертный репертуар, хореографы должны как можно шире и полнее использовать все резервы и преимущества, заложенные в самой их природе. Примеров такого творческого подхода немало. В ряде коллективов найдены интересные формы популяризации танцевального искусства, знакомящие широкого зрителя с творческой «кухней» исполнителей и создателей танца, с трудностями тренировочной работы. В случае с детскими коллективами речь идет о своеобразном проведении в условиях коллектива такой популярной формы, как класс-концерт. Удачными оказывались здесь те постановки, которые не копировали уровень и объем материала, были интересны по замыслу, режиссерскому решению, своеобразны по подаче материала. В таких постановках, например, использовалась лексика, не выходящая за пределы четвертого класса (по 5-летней программе обучения классическому танцу), но благодаря своеобразному композиционному решению и качественному исполнению они имели заслуженный успех у зрителей и специалистов. Есть положительный опыт театрализации учебного процесса и на материале народно-сценического, историко-бытового и современного балетного танцев.

Широко используется в репертуаре как детских, так и взрослых коллективов такая форма, как танцевальная сюита: чаще всего на материале народного танца, реже современного бального и лишь как исключение историко-бытового танца.

Наиболее интересной и полно раскрывающей все творческие возможности детей является такая форма работы, как детский балет, а в случае работы с взрослыми профессиональными коллективами постановка классического или современного балетного спектакля.

Что касается детского балетного спектакля, то в общем для эстетического воспитания ребенка разучивание хореографического спектакля имеет большое значение, так как показывает детям возможность танцевального искусства во всей его полноте.

На протяжении работы по подготовке к спектаклю дети очень эмоционально относятся к своим танцам и образам. Они приобретают навыки технического характера, которые не смогли бы приобрести, разучивая только отдельные танцы. Постановка детского балета имеет большое значение в смысле влияния на творческий рост детей-исполнителей как в отношении техники развития танца, так и в смысле умения детей создать образ, сделать его понятным юному зрителю. До создания спектакля дети исполняют только отдельные танцы, в большинстве народные пляски, где хотя и приходится задумываться над характером танца и созданием образа, но это является менее трудной задачей. В случае постановки детского балета ученикам приходится выдерживать свою роль в течение целого спектакля .

Постановка детского балета оказывает большое влияние на сплоченность коллектива. У детей возрастает чувство ответственности перед коллективом. На протяжении работы над спектаклем растет и крепнет дружба ребят в коллективе. Общий интерес, желание, чтобы все удалось как можно лучше, связывают участников спектакля.

Постановка детского балетного спектакля подразумевает создание оригинального произведения, рассчитанного на конкретных исполнителей, а не о постановке классических балетов. Детский балетный спектакль наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой, тщательной подготовки, квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая формы работы достаточно редка, так как приниматься за постановку детского балетного спектакля могут лишь коллективы и хореографические отделения, накопившие достаточный творческий и исполнительский потенциал.

В работе танцевальных коллективов разного возраста следует полнее использовать такие сцениеские формы, как тематический или сюжетный танец, так как именно они являются для учащихся школой актерского мастерства, которая впоследствии позволит им овладеть техникой исполнения балетного спектакля.

В настоящее время в репертуаре коллективов значительное место занимают массовые постановки, позволяющие привлечь максимальное количество исполнителей. Однако нельзя недооценивать и номеров камерного плана, имеющих большое значение для раскрытия и воспитания творческой индивидуальности исполнителей. В связи с этим закономерно выступление наиболее одаренных и освоивших танцевальное мастерство танцоров в роли солистов в номерах, рассчитанных на одного или нескольких исполнителей. Материалом для этих номеров может служить танец классический, демихарактерный, народный, эстрадный.

Танец «малой формы», т.е. с небольшим количеством исполнителей, выдвигает перед автором постановки и ее участниками сложную задачу: добиться максимального воздействия на зрителей при строгой ограниченности средств. При невозможности использовать широкопространственные композиции акцент переносится на развитие лексики танца, что требует повышенного внимания к образному началу индивидуализации танцевального языка каждого исполнителя. В условиях хореографического коллектива это обязывает к поиску тематики, наиболее близкой, доступной учащимся и профессионалам.

Работа над камерным репертуаром, поскольку в нем на первый план выдвигается художественная индивидуальность исполнителя, его личная творческая инициатива, требует большой выразительности, углубленной работы над образом, осмысления исполнительских задач, полной сосредоточенности и мобилизации личности. В камерном репертуаре максимально проявляется уровень одаренности и мастерства исполнителя.

Очень важна роль камерного танцевального репертуара и в воспитании культуры зрительского восприятия, поскольку от зрителя здесь также требуется сосредоточенность, чуткость, умение постигать музыкально-пластический образ.

В случае с детской возрастной группой хореографические отделения новая перспективная форма работы со школьниками дают широкие возможности для творческих поисков, для создания собственного интересного, оригинльного репертуара. Уже сейчас лучшие из них становятся «лабораториями» по изучению проблем эстетического воспитания средствами хореографического искусства. Очень важна их роль как методических центров, влияющих на «хореографический климат» района, города, области, оказывающих систематическую методическую помощь.

Отчетные концерты, спектакли, выступления становятся праздником для зрителя, способствуя дальнейшей популяризации танцевального искусства во всем многообразии его форм и жанров.

2.4 Особенности составления взрослого репертуара

Вопрос о репертуаре взрослого, профессионального коллектива тесно связан с идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества.

Для обеспечения нормальной деятельности коллектива ему необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.

Подбор репертуара в современной хореографической деятельности дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится делать постановки.

Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Взрослый репертуар отличается от детского тем, что постановки содержат более глубокий смысл и требует от исполнителей осмысления и понимания сущности воплощаемых сюжетов. Обладая сформированными техникой и психикой, взрослым исполнителям под силу исполнять сложные по сути танцы, которые и исполнении детей смотрятся неуместными и комичными.

Содержание работы

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. Хореография как вид искусства 5

1.1 Сущность и понятие хореографии 5

1.2 Классификация танцев: стили, формы, содержание 7

ГЛАВА 2. Методические и дидактические принципы подбора и формирования репертуара для разных возрастных категорий 14

2.1 Сущность репертуара, педагогическая функция репертуара 14

2.2 Подходы к подбору и формированию детского репертуара 17

2.3 Формы и жанры репертуара для всех возрастных категорий 23

2.4 Особенности составления взрослого репертуара 27

ГЛАВА 3. Анализ и формирование примерного репертуара для детского и взрослого хореографического коллективов 37

3.1 Репертуар для детского хореографического коллектива 37

3.2 Примерный репертуар для взрослой аудитории 45

Заключение 49

Список литературы 51

Введение

Хореография это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, - это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем.

Обучить искусству сочинения танца и создания танцевальных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование. Главное на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые. Реализация постановочных замыслов в танце происходит в зависимости от навыков и возможностей учеников. Начинающим танцорам младшего возраста будет просто не под силу освоить все сложные па и фигуры классического или народного танца, что касается более взрослых, подготовленных учеников, здесь можно позволить разнообразные драматургические направления при постановке танца. В зависимости от возможностей и возраста танцоров формируется и подбирается их танцевальный репертуар.

Данная работа посвящена отличительным особенностям детского и взрослого репертуара. Актуальность темы заключается в том, что детская и взрослая хореография это два разных направления в методике преподавания искусства танца, особенности и различия взрослой и детской хореографии активно изучаются и рассматриваются профессионалами в области хореографии. Вопрос о различиях между детским и взрослым танцем всегда находится в центре внимания педагогов-хореографов, в этой связи данный дипломный проект может стать дополнением к исследованиям и трудам, посвященным особенностям детского и взрослого репертуара.

Предметом исследования являются детский и взрослый хореографический репертуар.

Цель данной работы состоит в рассмотрении и выявлении основных особенностей детского и взрослого репертуара. Предмет и цель исследования предполагают решение следующих задач:

1) описать хореографию как вид искусства

2) раскрыть отличительные особенности и содержание классического, народного и современного танцев

3) рассмотреть основные методические принципы преподавания хореографии для разных возрастных категорий

4) выявить отличия детского и взрослого танцевального репертуара

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при чтении лекций по методики преподавания хореографии, в практике преподавания хореографии, хореографических дисциплин, в разработке методических пособий и учебников по курсу преподавания хореографии, в практике постановочной хореографической деятельности.

Настоящая работа состоит из введения, трех теоретических глав, практической главы, где приводятся примеры постановки танцев для детей и взрослых, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. Хореография как вид искусства

1.1 Сущность и понятие хореографии

Понятие хореография (от греч. choreo танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений .

Многие считают, что хореография это танец, или хореография это балет, но по мнению Захарова Р. понятие «хореография» гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец» . Но позднее этим словом стали называть все, что тносится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.

Хореография самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества.

Танец это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие.

В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа.

С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии.

Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

1.2 Классификация танцев: стили, формы, содержание

Хореография имеет три раздела: а) народный, б) бытовой (или как его еще называют бальный) танец и в) профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.

Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа;

Бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

Профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков .

Существуют разночтения и терминологическая неупорядоченность в определении понятия "танец" как в работах отечественных исследователей, так и в работах зарубежных ученых. По данным Э.А. Королевой, слово "танец" вошло в русский язык в XVII в. (от немецкого tanz, которое заимствовано было из польского, с добавлением суффикса -ец), а до этого пользовались славянским словом "пляска". В феодальной России понятие "пляска" было шире, чем понятие "танец", так как включало в себя все разновидности пляски: обрядовую и необрядовую, профессиональную и непрофессиональную, массовую и групповую, парную и сольную, а также пляску различных социальных, профессиональных и локальных общественных групп .

Как уже было сказано выше, танцы в основном делятся на классические, народные и бытовые (бальные).

Классика (от лат. образцовый, первоклассный) строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность. В России классический танец получил окончательное признание лишь в конце 19 века.

Благодаря определенным законам классического танца выворотности

ног, крепкой спине, координации движений, определенной работе головы и рук, Ваше тело способно выполнять невероятно разнообразные движения, используя при этом почти все двигательные возможности, заложенные в человеке природой.

Все эти законы впитываются на уроке классического танца, который состоит из 2-х частей: упражнения у станка (экзерсис), направленные на гармоничное развитие тела танцующего. Те же упражнения в танцевальном варианте переносятся на середину зала, затем идут упражнения прыжкового характера (аллегро), упражнения вращения (туры), женский класс заканчивается упражнениями на пальцах (пуантах), общий класс заканчивается упражнениями на растяжку и гибкость.

Классическим танцем называют особую форму танца театрального. Его движения и позы образуют целостную художественную систему, подчинены определенной эстетике и правилам. Движения и позы тут поэтически осмысленны и образно обобщены. Утверждается идея совершенного человека, свободно владеющего своим телом, побеждающего пространство и силу притяжения, способного воплотить концепцию прекрасного, гармоничного, соразмерного и целесообразного мира. Танцовщик, воспитанный в системе классического танца, - с одной стороны, артист, предназначенный играть роль, быть персонажем, в другой инструмент, способный в пластике передать танцевальные созвучия, исполнить определенную партию. Это двуединство классического танца основа его театральной и музыкальной природы, а сочетание того и другого дает неповторимое очарование особой игровой стихии.

Термин «классический танец» возник поздно лишь в конце XIX века и вытеснил прежние названия: «благородный, серьезный, академический». Классический танец сложился в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля. Мощный толчок для развития этого танца дал романтический балет .

Использованная литература

  1. Базарова Н.П. Мей В.П. Азбука классического танца. М.: Лань, 2006
  2. Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. - М.: ЮНИТИ, 2002
  3. Боттомер П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006
  4. Бурцева Г. В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001
  5. Гривицкас В. Искусство танца: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М.: Гардарики, 2001
  6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М.: Владос, 2006
  7. Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Академия, 2002
  8. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1979
  9. Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века). М.: АСТ, 2005
  10. Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев, 1977
  11. Куракина С. Н. Феномен танца ( социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. - Ростов-на-Дону, 2004
  12. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 2005
  13. Майстрова Л.Ф. Люблю и превращаюсь в вас//«Экологическое образование», 2004, №3
  14. Методические рекомендации для преподавателей хореографических отделений. М.: Наука, 1998
  15. Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. - М.:АСТ, 2004
  16. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.: Академия, 2003
  17. Опыт работы над детским хореографическим спектаклем. М.: Искусство, 1999
  18. Письмо Минкультуры РФ от 19.03.2001 N 01-57/16-32 О государственных стандартах высшего профессионального хореографического образования
  19. Современный бальный танец. М.: Астрель, 2004
  20. Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора. М.: Академия, 2006


Другие похожие работы