Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима.
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима."
Автор работы: Юлия
Страниц: 19 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
2.3 Древнеримское искусство эпохи империи.
˙Для Римской империи II в. н.э. был периодом роста ее территории, подъема культуры и искусства и одновременно периодом усиления внешних и внутренних противоречий римского рабовладельческого государства. ˙Уже во второй половине века эти противоречия становятся очевидными. Несмотря на принимавшиеся императорами меры, экономическое значение метрополии римской империи стало падать; напротив, значение римских провинций неуклонно повышалось. ˙В соответствии с этим возросло значение культуры многочисленных римских провинций ˙от Испании и Галлии на западе до Египта и Сирии на востоке. Восстания, вспыхивавшие во II в. в римских провинциях (в Киренаике, Египте, Иудее, Греции) и ˙подавлявшиеся Римом с большой жестокостью, свидетельствовали о близости социального и политического кризиса римской рабовладельческой державы.
Император Троян (98 - 117), один из самых талантливых полководцев и правителей, успешными войнами с даками ˙на Дунае и с Арменией и Парфией в Азии добился нового притока рабов, пополнения государственной казны и нового расширения границ, на некоторое время притупив тем самым остроту наступавшего кризиса. [8, c .126]
Одно из наиболее сохранившихся произведений рассматриваемой эпохи - колонна Тряна (высота 38 м). ˙ Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м. ˙покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка; общая длина рельефа около 200 м., число изображенных на нем фигур до 2500. На рельефе ˙представлены походы Трояна в Дакию. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Трояна. Внутри колонна полая; в ней проходит винтовая лестница. ˙В основании колонны были замурованы урны с прахом Трояна и его жены. [1]
В эпоху Адриана был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон - храм всех богов (II в. н.э.), один из замечательнейших памятников архитектуры. ˙
Пантеон представляет собой громадную ротонду, увенчанную грандиозным куполом. ˙Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со˙ сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания. ˙
Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен˙ высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенное облегчение архитектурных форм в верхних частях здания. ˙Благодаря такому решению достигнута особая гармония архитектурного образа. Внутреннее убранство храма было необычайно торжественно. ˙Снаружи первый ярус ротонды был облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранилась, изменено было архитектурное˙ решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика. [13]
Для римской скульптуры рассматриваемого периода чрезвычайно показательно увлечение греческим искусством. ˙Особенно сильно греческое воздействие проявилось в придворном искусстве времени Адриана. К этому периоду относятся бесчисленные статуи ˙любимца Адриана, прекрасного юноши Антиноя, утонувшего в Ниле и обожествленного после смерти. ˙Антиной обычно изображался обнаженным, наподобие греческого атлета, однако попытки воплощения образа в духе греческого эстетического идеала неизбежно носили чисто внешний характер. ˙Римский скульптор в данном случае не идет дальше поверхностной идеализации. В образе Антиноя нет ничего героического, напротив, подчеркнуты лирические черты - грусть, задумчивость. Тело его изнеженно, мускулатура лишена упругости. ˙
В III в. углубился кризис римского рабовладельческого общества. Уже в первой половине˙ века, в правление династии Северов (193 - 235), обострился процесс разложения ˙рабовладельческой системы, расширилась система колоната, появились элементы натурального хозяйства в латифундиях, усилился процесс варваризации армии, пополнявшейся германцами, галлами, сирийцами и др. Актом, свидетельствовавшим о ˙слабости метрополии и о возросшем значении провинций, был эдикт Каракаллы 213 г. о распространении прав римского гражданства на всех свободных жителей римских провинций. [7, c .95]
Арка Септимия Севера ˙была воздвигнута в 203 г. на римском форуме в память победы над парфянами и аравитянами. Эта высокая (в 23 м) трехпролетная арка, украшенная по обеим сторонам ˙четырьмя колоннами с композитными капителями, несущими раскрепованный антаблемент, заканчивается гладким высоким аттиком. ˙ Цоколи колонн и вся поверхность стен сплошь покрыты рельефами, прославляющими победы ˙Севера. Конструктивной особенностью арки являются небольшие сводчатые пролеты, соединяющие средний пролет арки с боковыми. ˙В художественном отношении арка Септимия Севера из-за перегруженности украшениями, нарушающими тектоническую ясность, уступает аркам Августа и Тита. ˙
˙Женские портреты III в. отличаются большей мягкостью, нежели мужские; в них еще нередко чувствуются традиции искусства II в., как об этом свидетельствуют портрет молодой римлянки из Копенгагенской глиптотеки или так называемый портрет˙ Люциллы из Капитолийского музея в Риме. Но и в женском портрете появляются ˙образы, в которых с поразительной обнаженностью раскрываются отрицательные качества модели. Таков портрет пожилой женщины (Капитолийский музей), ˙облик которой говорит о грубости и жестокости. Черты упрощения ластического языка сказываются здесь в лаконичной, без тонких переходов, скульптурной ˙моделировке, в трактовке волос жесткими линиями, в новом приеме изображения бровей короткими парными насечками. [2, c .71]
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика культуры и искусства
Древней Греции. 5
1.1 Искусство Гомеровской Греции. 5
1.2 Искусство Древней Греции архаического периода. 6
1.3 Искусство Древней Греции классического периода. 8
1.4 Искусство древней Греции эпохи эллинизма. 9
Глава 2. Искусство древнего Рима. 11
2.1 Искусство Древнего Рима царского периода. 11
2.2 Искусство древнего Рима эпохи республики. 12
2.3 Древнеримское искусство эпохи империи. 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Введение
˙Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного ˙общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, ˙и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. [2, c .54]
˙В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллинов уступили у римлян место живописным, ˙в которых преобладала иллюзорность пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Римский мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. ˙
˙Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. И хотя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, тем не˙ менее мы можем говорить об Античности как определенной целостности. Древнегреческая культура прошла в своем развитии ряд этапов:
Гомеровский (IX-VIII века до н.э.); ˙
Архаический - (VII-VI века до н.э.); ˙
Классический, внутри которого выдеяют ˙
А). раннюю классику (конец VI - середина V века до н.э.), ˙
Б). высокую классику (до последней трети V века до н.э.),
В). позднюю классику (до 320-х годов до н.э.). ˙
Эллинизм (конец IV века - середина II века до нашей эры). ˙ [10]
Однако, как ни развита была культура античной Греции, всё же не она непосредственно лежит в основании европейской культуры. К концу I в. до н. э. древнегреческая культура ˙приходит в упадок, Греция теряет самостоятельность, на авансцену мировой истории приходит другой народ со своей своеобразной культурой - древние римляне. ˙
˙В истории культуры Древнего Рима выделяется ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии ˙формы культуры любого общества, в том числе и римского. ˙
За основание отсчёта периодов обычно берётся эволюция политического строя древнего Рима. В таком случае выделяют:
культуру эпохи царей (VIII в. до н. э.- VI в. до н. э.); ˙
культуру эпохи республики (V в. до н. э.- I в. до н. э.); ˙
культуру периода империи (I в. н. э.- V в. н. э.). [1] ˙
Таким образом, объектом данной работы будет являться искусство Древней Греции и Рима, а ее предметом сравнительная характеристика развития искусства Древней Греции и Древнего Рима.
Основной целью данной работы будет являться сравнительный анализ достижений двух основных античных цивилизаций в области искусства.
Оставленная цель определили следующие задачи работы:
1. Изучить основные особенности развития искусства древней Греции;
2. изучить основные особенности развития искусства Древнего Рима;
3. Провести сравнительный анализ развития искусства Древней Греции и Древнего Рима.
Глава 1. Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции
1.1 Искусство Гомеровской Греции
˙Так называемая Гомеровская Греция (XII - VIII вв. до н.э.) -˙ время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств. ˙
Изобразительные искусства и архитектура гомеровской˙ Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии. ˙
Самыми ранними ˙ (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. ˙ Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к IX VIII вв. до н. э. и найденные археологами на древнем кладбище близ ˙Дипилонских ворот в Афинах. ˙Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: ˙узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). [6, c. 319]
Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. ˙ Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. ˙О ее характере можно судить по описаниям древних авторов.
˙К VIII в., а возможно еще и к IX в. до н. э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в ˙Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите). В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону; ˙очаг-жертвенник помещался внутри храма; на фасаде, как и в мегароне, ставились две колонны. [10]
1.2 Искусство Древней Греции архаического периода.
˙Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (VII - VI вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. ˙Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии. ˙
Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона, излюбленную в˙ микенский период. Мегарон, дом властителя, стал обителью бога, святилищем. Но строительный материал остался все тот же: дерево и глина. Светские постройки, также прямоугольной формы, ˙были непрочными и очень скромными, напоминали мазанки из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени, конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическое отличалось стремлением ˙к монументальности, серьезности, совершенству пропорций. В направлении ионийском ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий. ˙
Древнейшие дорические перистили сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, ˙отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. ˙Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим сакральным постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада. Другая особенность этого стиля большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. ˙Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты. [13]
В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4,06, в афинских Пропилеях V в. до н. э. 1:5,6, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения. Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля. Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще один. [11, c . 82]
Использованная литература
- Бритова Н. Искусство древнего Рима. // artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st029.shtml
- Дмитрива Н.А Краткая история искусств М., 1985.
- Древние цивилизации. // под общ. ред. Бонгард-Левина Г.М. М., 1989.
- Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. // под общ. ред. Коренева Л.П. Орел, 1998.
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учебник для ВУЗов. М., 2007.
- История древнего мира. // под ред. Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С. М., 1989.
- История древнего Рима. // под общ. ред. Бокщанина А.Г. М., 1971.
- История древнего Рима: учебник для вузов // под ред. Кузищина В. И. М., 1994.
- Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988 г.
- Колпинский Ю.Общая характеристика культуры и искусства древней Греции. // http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st021.shtml
- Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.
- Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М., 1998.
- http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/content.shtml