История народного костюма
Контрольная по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"История народного костюма"
Автор работы: Витача
Страниц: 11 шт.
Год:2004
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
На протяжении веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Крестьянин был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Важно и то, что крестьянин лишь в крайнем случае отлучался из своего селения, дальние гости тоже были редки в деревне. Поэтому крестьянская одежда практически избежала внешних влияний. В ней выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус сама суть коренного русского человека. В силу своего положения именно крестьяне являлись хранителями национальных традиций в костюме. Даже после указа Петра I, обязавшего все население, кроме крестьянства и духовенства, носить европейское платье, крестьяне продолжали носить народный костюм.
Русская народная одежда, сохранившаяся в основных чертах в крестьянской среде вплоть до начала ХХ века ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях русского народа, о его понимании красоты. Разнообразие крестьянских нарядов, особенно женских, поразительно. За века чуть ли не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда человек родом.
Праздничная одежда крестьянок по покрою была одинаковой с будничной и отличалась лишь обилием вышитых и вытканных узоров. Обязательным дополнением к праздничному наряду служили головные уборы, часто очень сложные, нагрудные украшения и домотканые цветные пояса дополняли красочную картину крестьянского наряда. Старинная женская одежда удивительно многообразна по своей форме, украшениям и по манере и времени ношения. Уже отмечалось, что народная одежда отличается многообразием, но при этом она делится как бы на две большие группы: одежду крестьянок южно-великорусских губерний и одежду крестьянок Севера. Основное отличие одежды женщин южных губерний составляла панева особый вид домотканой юбки, состоящей из нескольких полотнищ шерстяной ткани. Совсем незначительная часть населения этих губерний носила сборчатые и косоклинные сарафаны или юбки из полосатой ткани. Своеобразным украшением одежды являлся передник. Поверх рубахи и паневы носили древнейший вид одежды нагрудник (шушпан). Дополнял наряд головной убор (у женщин это были рогатая кичка, сорока, повойник, платок, у девушек повязка-лента, платок).
Содержание работы
На протяжении веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Крестьянин был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Важно и то, что крестьянин лишь в крайнем случае отлучался из своего селения, дальние гости тоже были редки в деревне. Поэтому крестьянская одежда практически избежала внешних влияний. В ней выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус сама суть коренного русского человека. В силу своего положения именно крестьяне являлись хранителями национальных традиций в костюме. Даже после указа Петра I, обязавшего все население, кроме крестьянства и духовенства, носить европейское платье, крестьяне продолжали носить народный костюм.
Русская народная одежда, сохранившаяся в основных чертах в крестьянской среде вплоть до начала ХХ века ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях русского народа, о его понимании красоты. Разнообразие крестьянских нарядов, особенно женских, поразительно. За века чуть ли не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда человек родом.
Праздничная одежда крестьянок по покрою была одинаковой с будничной и отличалась лишь обилием вышитых и вытканных узоров. Обязательным дополнением к праздничному наряду служили головные уборы, часто очень сложные, нагрудные украшения и домотканые цветные пояса дополняли красочную картину крестьянского наряда. Старинная женская одежда удивительно многообразна по своей форме, украшениям и по манере и времени ношения. Уже отмечалось, что народная одежда отличается многообразием, но при этом она делится как бы на две большие группы: одежду крестьянок южно-великорусских губерний и одежду крестьянок Севера. Основное отличие одежды женщин южных губерний составляла панева особый вид домотканой юбки, состоящей из нескольких полотнищ шерстяной ткани. Совсем незначительная часть населения этих губерний носила сборчатые и косоклинные сарафаны или юбки из полосатой ткани. Своеобразным украшением одежды являлся передник. Поверх рубахи и паневы носили древнейший вид одежды нагрудник (шушпан). Дополнял наряд головной убор (у женщин это были рогатая кичка, сорока, повойник, платок, у девушек повязка-лента, платок).
Использованная литература
- Богуславская И. Я. Русская народная вышивка / И. Я. Богуславская. М.: Наука, 1972.
- Воронов В. С. О крестьянском искусстве / В. С. Воронов // Советский художник. 1972. № 2.
- Гордеева В. И. Русская народная одежда / В. И. Гордеева. М.: Изобразительное искусство, 1974.
- Динцес Л. А. Восточные мотивы в народном искусстве Новгородского края / Л. А. Динцес // Советская этнография. 1946. № 3.
- Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли / Л. Э. Калмыкова // Художник РСФСР. 1981.
- Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. М.: Молодая гвардия, 1975.
- Некрасова М. А. Ансамбль как образная система / М. А. Некрасова // Искусство ансамбля декоративное искусство. М.: Изобразительное искусство, 1988.
- Рыбаков Б. А. Искусство древних славян / Б. А. Рыбаков // История русского искусства: Т. 1. М.: Наука, 1953.. М.: Наука, 1987. 782 с.: ил.
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1987. 782 с.: ил.
- Фалеева В. А. Женский персонаж в русской народной вышивке / В. А. Фалеева // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973. С. 123, 124.