СОЦИОЛОГИЯЖУРНАЛИСТИКИУчебное пособие
Учебник по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"СОЦИОЛОГИЯЖУРНАЛИСТИКИУчебное пособие"
Автор работы: Елена
Страниц: 119 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Часть I
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Зачем журналисту изучать социологию? Поводов, и очень важных, для изучения социологии несколько.
Во-первых, социология дает прекрасный методологический фундамент для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуаци-ях, а следовательно, сделает его деятельность более профессиональной.
Во-вторых, знание этапов и процедур социологического исследования не-обходимо для аналитической, расследовательской деятельности.
В-третьих, знание методов социологии сослужит хорошую службу при сборе информации, в процессе журналистской работы.
В-четвертых, знание специфики социологического исследования приго-дится для проведения небольших, локальных исследований при подготовке собственного журналистского материала, поможет организовать социологиче-скую службу в редакции.
В-пятых, журналисту желательно знать основные особенности проведения социологического исследования, быть знакомым со структурой программы его проведения, знать принципы составления репрезентативной (представительной) выборки, разбираться в методах построения анкет и других документов социсс-ледования – для того, чтобы со знанием дела заказывать исследования социоло-гическим центрам и уметь оценивать результаты такой работы. Это поможет предотвратить контакты с непрофессионалами и недобросовестными медиа-метрическими фирмами.
В-шестых, очень важно иметь сведения о составе, потребностях и интере-сах, мотивах информационного поведения аудитории, ее типичных группах и их специфических интересах.
И, наконец, в-седьмых, для целей саморефлексии нужно быть знакомым с социологической информацией о работе редакций, функциональных, содержа-тельных, связанных с жанрово-стилистической спецификой, особенностях раз-ных средств и типов информации, а также с содержанием СМИ. Это поможет лучше осознать задачи и роли журналистики и журналиста в обществе, точнее определить свое назначение в нынешнем сложном мире, найти свое место в журналистском сообществе, заняться самомаркетингом, наметить направления своей карьеры и способы повышения профессиональной подготовки.
Содержание работы
Часть I
Введение. Предмет и задачи курса 3
Социология журналистики как область социологии 4
Предмет социологии 4
Структура социологии журналистики 9
Основные социологические теории СМИ 13
Функционирование СМИ в обществе 22
Социологическая информация в работе редакции 32
Зоны применения социологии в журналистике 32
Социологическое мышление журналиста 35
Публикация об итогах социсследований в СМИ 37
Структура социологического исследования 39
Важность знания журналистами этапов социологического исследования 39
Особенности программирования исследования 39
Выборка как основа репрезентативности 46
Этапы и процедуры социологического исследования 52
Часть II
Социологические методы в журналистике 58
Социологические методы в работе журналиста 58
Интервью и анкетирование в социологии и журналистике 61
Анализ документов в социологии и журналистике 72
Социологическое и журналистское наблюдение 83
Эксперимент как метод социологии и журналистики 87
Исследование аудитории 90
Предмет аудиторных исследований 90
Потребление СМИ. Аудиторное поведение 94
Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора 98
Потребности и интересы аудитории 101
Типологические группы аудитории 106
Методы изучения аудитории. Медиаметрические исследования 114
Литература 116
Использованная литература
- Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995.
- Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социоло-га. – М., 1997.
- Социология журналистики / Ред. С. Г. Корконосенко. – М., 2004.
- Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. – М., 2004.
- Федотова И. Д. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003.
- Основная
- Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мне-ния: В 4 кн. – М., 2001, 2003.
- Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. – М., 2002.
- Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконо¬сенко. – СПб., 2001.
- Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информа-ционного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
- Конецкая В. П. Социология коммуникавистики. – М., 1997.
- Левада Ю. А. От мнения к пониманию. – М., 2000.
- Массовая информация в советском промышленном городе / Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. – М., 1980.
- Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М., 2001.
- Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.
- Реснянская Л. Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.
- Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевиде-ния в развитых капиталистических странах. – М., 1984.
- Социология журналистики. – М., 1980.
- Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999.
- Дополнительная (по выбору)
- Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. – М., 1987.
- Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.
- Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994.
- Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.
- Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. – М., 1994.
- В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. – М., 1998.
- Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.
- Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам обществен-ного мнения. – М., 1997.
- Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967.
- Гус М. За газетные кадры. – М; Л., 1930.
- Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927.
- Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.
- Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: и проблема кон-струирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. – Екате-ринбург, 1999.
- Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: Модели влия-ния. Как формируется «повестка дня». – Екатеринбург, 2001.
- Журналист: Российско-американские социологические исследования. – М., 1998.
- Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. – М., 1992.
- Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты / Под ред. В. И. Доб¬ренькова: В 2 т. – М., 1996.
- Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.
- Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телеви-зионные и рекламные коммуникации. – М., 2002.
- Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. – М., 2002.
- Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987.
- Коробейников В. С. Пирамида мнений. – М., 1981.
- Коробейников В. С. Редакция и аудитория. – М., 1993.
- Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. – СПб., 2001.
- Литературная газета и ее аудитория. – М., 1979.
- Лукина М. М. Технология ннтервью. – М., 2003.
- Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизион-ной коммуникации. – М., 2000.
- Мельник Г. С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.
- Методология и методы социологических исследований / Под ред. О. М. Масловой. – М., 1996.
- Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000.
- Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.
- Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.
- Общественное мнение России. – М., 2001.
- Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование техно-логий массово-коммуникационной деятельности. – Екатеринбург, 1996.
- Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.
- Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.
- Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9.
- Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.
- Российская провинциальная пресса. – М., 1995.
- Рубинов А. З. Операции без секретов. – М., 1980.
- Свитич Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (Мето-дики социологических исследований основных условий и факторов эффектив-ности местных средств информации). – М., 1987.
- Свитич Л. Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4.
- Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986.
- Свитич Л. Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журна-листа. – М., 1989.
- Словарь прикладной социологии. – М., 1986.
- Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994.
- Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
- Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.
- Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.
- Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В. И. Доб¬ренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2.
- Социология и пресса. – М., 1996.
- Социология / Под ред. Э. Тадевосяна. – М., 1995.
- Таловов В. П. Читательский спрос на газету. – СПб., 1999.
- Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.
- Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. – М., 1987.
- Фролов С. С. Социология. – М., 1994.
- Шарков Ф. И, Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. – М., 2002.
- Шумилина Т. В. «Не могли бы Вы рассказать?» – М., 1976.