Освещение вооруженных конфликтов на примере грузино-югоосетинской войны 2008 года.
Реферат по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"Освещение вооруженных конфликтов на примере грузино-югоосетинской войны 2008 года."
Автор работы: Юлия
Страниц: 25 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Военные действия различных масштабов оставляют глубокий отпечаток на жизнях их участников, представляя собой серьезный стресс для каждого из них.
Грузино-югоосетинская война, хотя и продолжалась лишь несколько дней, положила начало открытому разграничению сфер политического влияния в мире.
Сегодня необходимо проанализировать освещение электронными средствами массовой информации действий каждой стороны-участницы для создания четкого представления о расстановке сил в информационном мире.
Данный анализ осуществлен на основании современных приемов и методов освещения разного рода событий.
ОСВЕЩЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОЙ ВОЙНЫ 2008 ГОДА
Развернутая по всем правилам военного искусства информационная битва вокруг событий, происходящих в Южной Осетии, стала наглядным свидетельством того, что грузинские власти вместе со своими американскими союзниками загодя готовились не только к военным действиям, но и к пропагандистским боям.
В рассматриваемом случае корпоративность СМИ получила проявление в единстве профессиональных приемов и методов объективного освещения событий. Так, "просто сообщая факты", американские средства массовой информации сознательно дезинформировали читателя и зрителя. Здесь "просто" недобросовестно отнеслись к проверке подлинности сообщения, умолчали о "неприятном" факте, перефразировали оппонента, опровергли чужое мнение посредством дискредитации высказавшей его стороны, выдвинули ложные альтернативы, провели некорректные обобщения, использовали ссылки на неопределенные источники, вырывание высказываний из контекста, провозглашение безапелляционным тоном неочевидных и спорных утверждений («общеизвестно...», «никто не будет отрицать...», «каждый здравомыслящий человек понимает...») и т.п.
Все эти приемы были подкреплены повторами, которые своим гипнотическим действием делают как бы излишней аргументацию; использованием силлогизмов; а также имитацией плюрализма.
Свое дальнейшее развитие это получает в методах, усиливающих или ослабляющих эмоциональное воздействие на аудиторию при освещении событий в рамках грузино-югоосетинской войны 2008 года:
а) с одной стороны натурализм в описаниях и показе убитых, раненых и т.п., вызывающий резко негативное отношение к происходящему (данного направления придерживалась американская сторона и вслед за ней и европейская).
Пример (ВВС): «Очевидцы рассказали, как на город сыпались реактивные снаряды, как грузинские танки вошли в Цхинвал и как военные в натовской форме расстреливали женщин и детей.
Журналисты Би-би-си приводят данные расследования, проведенного международной правозащитной организацией Хьюман Райтс Уотч. Там также подтвердили, что грузинские солдаты намеренно расстреливали мирных жителей. По международным законам, это не что иное, как военное преступление.
В Тбилиси, тем не менее, упорно продолжают твердить, что ничего подобного не было. Однако в списках погибших от рук грузинских военных в августе 2008 - имена почти двух тысяч граждан Южной Осетии»;
б) индивидуализация действующих лиц, стоит указать имя ополченца-героя очерка, его «мирную» профессию, привести поло-возрастные характеристики его детей, как тут же у «масс» возникает симпатия к этим немногословным и суровым людям
Пример: «Больше всего пострадали старики, женщины и дети. У 42-летней жительницы Цхинвала Таи Ситник при обстреле получил смертельное ранение сын. Он умер прямо у матери на руках.
Тая Ситник: «Из укрытия я видела, как грузинский танк остановился напротив моего дома, и расстреливал из пушки каждый этаж. Там погибли наши соседи. Как после такого можно этим людям доверять? Какая теперь может быть дружба? Пусть они будут прокляты за то, что убили наших детей!»;
«Врач Цхинвалской больницы Марина Кочиева вспоминает, как вместе с родными пыталась покинуть столицу на машине. Автомобиль попал под обстрел и съехал в кювет, однако даже тогда грузинские пехотинцы не переставали вести огонь.
Марина Кочиева показала журналистам Би-би-си место, где произошел инцидент. На останках автомобиля видны следы от пуль автоматов и снаряда танка на передней двери. На вопрос, не могли ли грузинские солдаты принять проезжающую машину за автомобиль с осетинскими военными, Кочиева ответила: «Военные не уходили из города, а наоборот шли вглубь его. Мы всего лишь пытались бежать из города, как и остальные беженцы. Грузины знали, что это была «дорога жизни» для осетин. Они сидели здесь и ждали нас, чтобы убить».
Кроме того, был использован прием деперсонализации действующих лиц, солдаты, напротив, безымянны, на одно лицо, без сколько-нибудь выраженных личностных характеристик, «серая масса», к которой трудно испытывать сочувствие;
в) героизация, как российские, так и грузинские бойцы показаны прирожденными воинами, все, как один ставшими на защиту своей Родины; они выглядят всегда бодрыми, улыбающимися, готовыми к подвигам и смерти, обыватель невольно проникается уважение к их героизму, даже не признавая их правоты
Пример: «Двое военнослужащих-миротворцев из Башкирии Сергей Тарасов и Артем Полушкин погибли, исполняя профессиональный долг в зоне грузино-югоосетинского конфликта, передает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на телекомпанию «Вся Уфа». Оба служили в 135-м мотострелковом полку.
Еще трое представителей миротворческого контингента - уроженцы Башкирии - ранены. По другим неофициальным источникам количество раненых башкирских военнослужащих-контрактников составляет пять человек.
Держится и мама 23-летнего лейтенанта из Казани Саши Попова. Ее сын в 2007 году окончил танковое училище в Казани. Попал во Владикавказ.
- Я с ним созванивалась буквально в понедельник днем. Его уже прооперировали и переводят в Буденновск, - рассказала Светлана. - Еще во вторник - среду они должны были уехать из Южной Осетии: у них были там плановые учения. Но, видимо, задержались. Он же мне еще примерно за неделю до начала военных действий говорил: «Я вижу, как они стреляют по Цхинвали». Они где-то в горах на учениях были, и Цхинвали, по словам сына, оттуда видно прекрасно.
Сейчас солдат Александр Плотников лежит в госпитале в Ростове. Врачи говорят жить будет. Когда в прошлом году двадцатилетнего парня призвали в армию он и не думал, что попадет на войну.
Радовался, что зачислили в танковые войска во Владикавказе, юг страны, жара. Но настоящая «жара» началась 8 августа, когда 693 полк, в котором служил младший сержант, перебросили на границу с Грузией. Обстрелы, взрывы, бомбежки. Как это было Александр рассказал:
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение2
Освещение вооруженных конфликтов на примере
грузино-югоосетинской войны 2008 года..3
Заключение..24
Источники....25
Использованная литература
- ИСТОЧНИКИ
- Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. - Л., 1971.
- Буари Филипп. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия. - М. 2001
- Закон РФ № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 № 87-ФЗ, от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.06.2000 № 90-ФЗ, от 05.08.2000 № 110-ФЗ, от 04.08.2001 « 107-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ)
- Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации/ Научно-практический комментарий профессора М.А.Федотова. - М.: Центр «Право и СМИ», 1999. С. 317
- http://www.izvestia.ru/
- http://news.ntv.ru/
- http://newsarmenia.ru/
- http://www.regnum.ru/news/
- www.ujmos.ru