социальная психология как наука.
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"социальная психология как наука."
Автор работы: Юлия
Страниц: 20 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии - интерщщионизм - выдвигает на первый план проблему социаль¬ного взаимодействия - июперащию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Джорджа Герберта Мида (1863
- 1931). Основными категориями этого социально-психологического направ¬ления являются введенные Мидом в 30-х гг. понятия \"социальная роль\", \"соци¬альный статус\", \"внутригрупповое заимодействие\"(интеракция) и др.
В последнее время за рубежом широко распространены эмпирические интерактивные исследования \"бытовой\" психологии. Появились аналогичные работы и отечественных авторов.
Первый всплеск развития отечественной социальной психологии при¬ходится на 20-е гг. XX столетия.
Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактоло¬гии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социаль¬ной психологии. И уже к концу 20-х гг. социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.
Стали проводиться разнообразные экспериментальные исследования. Понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь а систему общественно-исторических отношений. Начав с идеи об историческом происхождении высших психических, функций, Вы¬готский развил далее мысль о культурно-исторической детерми¬нации самого процесса развития всех психических процессов. Две известные гипотезы Выготского об опосредованном характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических процессов их деятельности, первоначально «интерп¬сихической»позволяли сделать вывод, что главный механизм развития психики это механизм усвое¬ния социально-исторических форм деятельности. Такая трактовка проблем общей психологии давала солидную основу для решения собственно социально-психологических проблем.
С другой стороны, в работах Л.С. Выготского решались и в более непосредственной форме социально-психологические во¬просы, в частности высказывалось специфическое понимание пред¬мета социальной психологии. Оно исходило из критики того по¬нимания, которое было свойственно В. Вундту, развивавшему концепцию «психологии народов». Социальная психология, или «психология народов», как ее понимал Вундт, рассматривала в качестве своего предмета язык, мифы, обычаи, искусство, рели¬гию, которые Выготский назвал «сгустками идеологии», «крис¬таллами» По его мнению, задача психо¬лога заключается не в том, чтобы изучать эти «кристаллы», а в том, чтобы изучить сам «раствор». Но «раствор» нельзя изучить так, как предлагает Бехтерев, т.е. вывести коллективную психику из индивидуальной. Выготский не соглашается с той точкой зре¬ния, что дело социальной психологии изучение психики соби¬рательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной пси¬хологии: «предмет социальной психологии психика отдельного человека, а колективной личная психология в условиях кол¬лективного проявления (например, войска, церкви)»
На первый взгляд кажется, что эта позиция сильно отличается от современного взгляда на социальную психологию, как она была нами условно определена. Но в действительности отличие здесь чисто терминологическое: Выготский сравнивает не «общую» и «социальную» психологию (как это обычно делается теперь), а «со¬циальную» и «коллективную». Но легко видеть, что «социальная» психология для него это та самая общая психология, которая
Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. Однако дос¬тижения отечественной социальной психологии еще не консолидирова¬ны в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остают¬ся на описательно-эмпирическом уровне.
2.2.Социальная психология - многообразное культурное явление
Социальная психология сложное, многообразнее культур¬ное явление, никоим образом не сводимое только к научной форме своего существования, вопреки «наукоцентрированному» взгляду современного человека. Как культурный феномен она возникла за¬долго до появления самого понятия «наука»; социальная психология и сегодня широко представлена различными ипостасями, среди ко¬торых научное ее бытие далеко не самая значимая.
Человеку как существу, включенному в разнообразнейшие от¬ношения и взаимодействия с другими людьми, издавна был присущ социально-психологический тип мышления, то есть определенный спо¬соб восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем его мире. «С тех пор как существуют люди, которые вместе трудятся и живут, с того момента, как они осознали необходимость осмыслить общественное бытие человека, существует, без сомнения, социально-психологи¬ческое мышление как один из аспектов всеобъемлющей работы мысли с целью понять и сформулировать отношение человека к более крупным социальным структурам». На различных этапах развития человеческой цивилизации социально-психологи¬ческое мышление приобретало то большее, то меньшее значение, принимало вид и форму различных социокультурных явлений и про¬цессов. Многие века социальная психлогия существовала как мировоззрение на бытовом и на научном уровнях. Благодаря этому возникли и продолжают развиваться такие ее формы, как житейская психология ( она существует в форме обрядов, традиций, заключена в содержание сказок, легенд, мифов, пословиц и даже анекдотов) и социальная психология, представленная в образцах искусства и литературы.
Формирование и развитие социально-психологического мыш¬ления в научной сфере деятельности человечества привело к форми¬рованию социальной психологии как самостоятельной науки, а также к
оформлению социально-психологического мышления в перспективную мыслительную парадигму, задающую определенный взгляд на
всю систему современного человекознания.
Какие бы культурные формы ни приобретало социально-пси¬хологическое знание, оно всегда воспринималось как имеющее более практическое нежели чисто познавательное значение. Люди старались применить установленные социально-психологические за¬кономерности для изменения и улучшения жизни как индивидуальной, так и общественной. Отсюда еще одна форма существования социальной психологии психотехническая. На основе житейских наблюдений, образцов литературы и искусства и научных данных создавались и создаются различные приемы срциально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в той или иной ситуации, технологии управления поведением и установками людей. Социально-психологические техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей, негласных и гласных правил политического давления, такти¬ки ведения дворцовых интриг, управления людьми на производстве и т.д.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
Введение 2
1.Основные понятия предмета социальной психологии 4
1.1.Структура социальной психологии. 4
1.2.Методы социальной психологии 4
2.Социальная психология как культурный феномен 7
2.1.Развитие социальной психологии. 7
2.2.Социальная психология - многообразное культурное явление 14
Заключение 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Введение
Социальная психология отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы,
а также психологические особенности самих этих групп. Социальная, или общественная, психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей.
К основным разделам социальной психологии относятся:
психологические характеристики социальных групп;
психология личности;
закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности;
складывающиеся в различных общностях межличностные
взаимоотношения.
Все психические проявления человека обусловлены его формировани¬ем в человеческом обществе. Существующее в настоящее время деление психологической науки на общую психологию и социальную психологию является в определенной мере условным. Тем не менее, социальная психология имеет свой объект исследования.
Социально-психологические факторы оказывают влияние на все психи¬ческие проявления индивида - его восприятие и мышление, память и вооб¬ражение, эмоции и волю. Все психические процессы людей подвержены определенной социально-психологической стереотипизации. Люди отражают мир под влиянием социально сформированных позиций, отношений и подчиняют свое поведение определенным социальных нормам.
Поэтому социальная психология изучает психические особенности людей в условиях их совместной деятельности.
Все выше сказанное позволяет определить вопрос о месте социальной психологи в системе гуманитарного знания чрезвычайно актуальной, тем более что
Социальная психология включат в себя ряд прикладных отраслей:
социальную психологию конкретных социальных общностей (нация,народ, партия, семья, учащаяся молодежь и т. д.);
психологию искусства, права, религии и других форм общественного
сознания;
психологию управления, средств массовой коммуникации и другое.
Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку по вопросу о проблеме социальной психологии в системе других наук является спорным и по сей день. Наиболее подробно эти вопросы освещены в работах отечественных авторов Г.М. Андреевой, Е.С.Кузьмина, А.Свентицкого, Ж.Т.Тощенко.
Цель данной работы: рассмотреть историю развития отечественной социальной психологии, проанализировать и сделать выводы по вопросу о месте социальной психологии в системе современной науки.
1.Основные понятия предмета социальной психологии
1.1.Структура социальной психологии.
Структура социальной психологии, то есть система се категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:
1) предмет и методы социальной психологии;
2) личность и общество, социализация личности;
3) общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;
4) структура и социально-психологическая организация социальной группы;
5) общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;
6) психология больших социальных групп; массовидные социальные явления - общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;
7) психология коммуникации и массовых средств коммуникации;
8) управление социально-психологическими процессами.
1.2.Методы социальной психологии
Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению. Так, например, если следовать схеме Мертона, то труд и семья, фундаментальные социологические категории, должны анализироваться специализированными социологическими отраслями с конкретно-прикладным статусом . Резюмируя развитие социологии к концу ХХ века, можно сказать, используя терминологию Т.Куна, в социологической теории, как и двадцать лет назад, проходит «структурная научная революция», что подтверждается усилением дискуссий о предмете науки, коренным образом меняются представления о методах, методологии познания и природе изучаемой реальности.
Социальная психология использует методы, свойственные как общей психологии, так и социологии, - групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, наблюдение (вклю¬ченное наблюдение, наблюдение в тестовых ситуациях) и др.
Социальная психология имеет и свои специфические методы. Одним из них является метод социометрии. Термин «социометрия» означает измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе.
Метод социометрии состоит в статистической обработке ответов ис¬пытуемых на вопросы об их желании вступить в контакт с другими чле¬нами группы в определенном виде деятельности. Статистически обрабо¬танные и графически изображенные результаты опроса называются сооциограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы. Для диагностики социально зна¬чимых качеств индивида используются методы экспертных оценок и ме¬тод групповой оценки личности (ГОЛ).
Качественно-количественный анализ материалов массовой коммуникации осуществляется методом контент-аналнза (в переводе с английского -анализ содержания). Анализируя содержание сообщений массовой коммуникации, исследователи выявляют социально-психологические особенно¬сти авторов этих сообщений, их ценностные позиции, социально-психологическую сущность сообщений, особенности форм и приемов организации содержания сообщений, социальнопсихологические особенности адресатов сообщений, коммуникативную эф¬фективность сообщений.
Метод контент-анализа используется в том случае, когда интересую¬щие исследователя элементы поддаются формализации и встречаются с достаточно большой частотой.
К специфическим методам социальной психологии относятся также некоторые аппаратурно-технические методы (гомеостатический метод, полуавтоматическая анкета и др.) .
Выбор определенного метода социально-психологического исследова¬ния зависит от того, какой феномен, явление предполагается исследовать и с каких теоретических позиций осмысливается этот феномен.
Сделаем выводы:
структура социальной психологии окончательно еще не установлена;
социальная психология использует методы, свойственные общей психологии, социологии, но имеет и свои специфические методы.
2.Социальная психология как культурный феномен
2.1.Развитие социальной психологии.
Возникновению социальной психологии предшествовал длительный период накопления знаний о взаимодействии человека и общества. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс». Отдельные, по существу социально-психологические, идеи встречаются уже в тру¬дах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социа¬листов-утопистов, а затем в трудах Фейербаха и Гегеля.
Использованная литература
- Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.-86 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология Уч.для вузов. М.1999.-370с.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.-168 с.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр.соч. М, 1983, т. 3. .
- Выготский Л.С. Психология искусства. М-, 1987.-452 с.
- Еникеев М.И. Социальная психология. Учебник для вузов.-М.: «ПРИОР»,2001.-160 с.
- Козлов Н. Как относиться к себе и людям.Практическая психология на каждый день.-М., 1993.- 216с.
- Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиа-ни, Н.И. Лапина. М., 1989.-637 с.
- Кузьмин Е.С. Связь социальной психологии с другими психологическими науками. В кн.: Соиальная психология в трудах отечественных психологов.-СПб, 2000-512 с.
- Леонтьев AM. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-205 с.
- Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справоч¬ник / Г.С. Батыгин и др. М., 1990.-360 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека.: Уч. Пособие д/студ.высш.уч.зав.-М.: Изд-во Центральной Академии, 2004.-304 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-350 с
- Перспективы социальной психологии. /Пер. с английского.- М: ЭКСМО-Пресс, 2001-688 с.
- Свентицкий А.Л. История формирования научного социально-психологического знания. В кн.: Социальная психология в трудах отечественных психологов.-СПб, 2000-512 с.
- Современная зарубежная социология (7080-е годы) / Отв. ред. Н.Л. Полякова. М., 1996.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.-98 с.
- Социальная психология в современном мире. Уч. Пособие д/ вузов.//Т.А.Алачвидзе, Г.М.Андреева,Е.В.Антонюк и др., Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова.-М.:Аспект-Пресс, 2002.-335 с.
- Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестома¬тия. М., 1995.-486 с.
- Социология: Практикум/ Сост. и отв. ред. А.В.Миронов, Р.И.Руденко. М., 1993- 268 с..
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994.-215 с.
- Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы. В кн.: Социальная психология в трудах отечественных психологов.-СПб, 2000-512 с.