Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Творчество. Сравнение интеллектуальной и творческой деятельности.

Творчество. Сравнение интеллектуальной и творческой деятельности.

Санкт-Петербург

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Творчество. Сравнение интеллектуальной и творческой деятельности."




Автор работы: Ольга
Страниц: 17 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ТВОРЧЕСТВО

Каковы же особенности творческого мышления? По-видимому, наиболее ярким внешним признаком творчества большинство спе¬циалистов признает внезапность проявления его результатов. Воз¬можно, впервые элемент «озарения» был зафиксирован возгласом «эврика», когда Архимед во время купания в ванне открыл свой за¬кон. Элемент озарения присутствовал в самоотчетах о многих твор¬ческих актах математиков, физиков, художников, поэтов. Однако в общем случае эта яркая стадия творчества, как показано, является третьей по счету. Полный перечень стадий творческого мышления таков: подготовка, созревание, озарение (вдохновение) и проверка истинности.

Психологический анализ показывает, что в ходе творческого разрешения проблем люди вначале проходят первую фазу дли¬тельного и трудоемкого процесса накопления и обработки ин¬формации, включающую многочисленные попытки сознательно¬го решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безре¬зультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время, по-видимому, развивается вторая стадия творческого процесса стадия созревания.

Затем следует третья ста¬дия озарение, за которой идет четвертая стадия проверка правильности решения.

Многие гениальные люди говорили и писали о том, что их от¬крытия являются результатом того, что решение как-то само воз¬никает в их сознании и что им остается только записать услышан¬ное или увиденное. Пообные обстоятельства сопровождали рож¬дение у Д.И. Менделеева идеи периодической системы элементов, рождение во сне у немецкого химика А. Кеккуле циклической фор¬мулы бензольного ядра, открытие структуры молекулы ДНК.

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По многочисленным данным прото¬колов самонаблюдений, человек, внешне забывая о задаче, занима¬ет свое сознание и внимание другими делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятель¬но всплывает в сознании, причем часто оказывается, что, если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Именно это создает впечатление о наличии бессознательно проте¬кающих процессов решения. Тем не менее необходимым фоном для активной работы подсознания является наличие первой фазы фазы активных и настойчивых сознательных попыток решения за¬дачи.

Более того, во многих случаях анализ самонаблюдений показы¬вает, что процесс «озарения» не являет собой одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. По мере упорного сознательного процесса решения проявляются отдельные элементы понимания и продвижения в верном направлении. В итоге, образ¬но говоря, можно считать, что условием божественного озарения, как правило, является упорный труд. И именно в этом ключе, по-видимому, следует рассматривать классическую альтернативу: «тупой», размеренный труд или простое ожидание момента исти¬ны. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручи¬вают» мощную, но достаточно инерционную машину бессознатель¬ного творчества.

Взаимоотношения между фазами творческого процесса удачно сформулированы в образном выражении психолога В. Джеймса: «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом». Дейст¬вительно, вспоминая собственный опыт не только решения ин¬теллектуальных задач, но и формирования процедурной памяти, овладения двигательными навыками, такими, как езда на велоси¬педе, плаванье, каждый человек может подтвердить, что какие-то важные механизмы обучения происходят на бессознательном уров¬не. Сами же факты, что иногда продвижение в решении задачи возникает, когда человек находится в состоянии покоя, безделья, утром после сна или во ремя завтрака, говорят,«возможно, толь¬ко о том, что эти занятия «традиционно» занимают у человека много времени.

Существование отдельных фаз или этапов творческого процесса и в особенности факты, говорящие об их удивительной разнопла¬новости, в частности, о принципиальном отличии проявлений та¬ких стадий как «озарение» и последовательное набирание и анализ фактического материала, способствовало появлению гипотезы, «разводящей» отдельные стадии по разным полушариям мозга че¬ловека (23: 290295). Дело в том, что многочисленные клиниче¬ские данные, получаемые в течение многих десятков лет при на¬блюдениях за повелением людей с локальными поражениями моз¬га, свидетельствуют о преимущественной связи отделов лобных областей с процессами мышления. Аналогичные выводы вытекают из более современных работ по изучению активности различных отделов мозга здорового человека во время решения им различных интеллектуальных задач.

Общая схема проведения таких исследований состоит в регист¬рации активности множества точек мозга человека во время реше¬ния им той или иной интеллектуальной или творческой задачи. К наиболее распространенным относятся методы регистрации электрической активности с точек кожи головы многоканальная электроэнцефалография, регистрация потенциалов, связанных с событиями. Кроме того, используются методы регистрации магнитоэнцефалографии, методы измерения изменений температуры при активации работы отделов мозга, методы томографии, методы из¬мерения скорости локального кровотока.

Результаты, полученные при использовании данных методов, дают возможность с той или иной точностью локализовать области мозга, проявляющие максимальную активность во время различ¬ных этапов процессов решения задач. В частности, анализ задач, предпочтительно решаемых лобными долями правого и левого по¬лушария, позволил сформулировать предположение, что именно взаимодействие этих отделов ответственно за осуществление от¬дельных фаз творческого процесса. Фаза «озарения» по этой гипо¬тезе связана с работой лобных долей правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества с работой лобных долей левого полушария.

Рассмотренне этапы творческого поведения вызывают ассо¬циации с поведением животных при решении сложных задач. Дей¬ствительно, описанная ранее «ага-реакция», имеющая место при решении проблемных задач, внешне похожа на поведение человека на стадии озарения. Возможно, корни творчества, его истоки про¬являются уже в интеллектуальной деятельности и поведении выс¬ших животных.

Возможно, одной из главных особенностей творческой личности является ее интеллек¬туальная раскованность. Творческий человек не боится высказать свое мнение, даже если оно расходится с общепризнанным. Твор¬ческий человек не склонен к конформизму, т. е. не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, не боится оказаться «белой вороной», показаться глупым, смешным или слишком экст¬равагантным. Интересно отметить, что при этом у творческого человека мо¬жет возникать сложное противоречие относительно стремления быть тактичным, нравиться людям, не критиковать других, ува¬жать их мнение, заботиться об уважении к себе со стороны окру¬жающих. Выход из этого положения связан с одновременным раз¬витием не только критического и творческого мышления, но и системы моральных и этических норм, запретов и ценностей. Действительно, совсем не обязательно в процессе высказывания оригинального, отличного от других собственного мнения делать это с вызовом, в презрительной, неуважительной форме, обижаю¬щей других людей.

Однако не все так просто. Если у творческого человека очень сильно выражены указанные черты, то он может не замечать того, что его поведение сильно отклоняется от социальной нормы. В та¬ких случаях ситуация взаимоотношений личности и общества серь¬езно усложняется. Общество имеет склонность не принимать та¬кую личность в качестве полноправного члена, например, потому что усматривает в его поведении «неуважение», «презрение» к об¬щественным нормам. Творческий человек испытывает на себе дав¬ление общества и в моральном и, в первую очередь, в материальном плане.

Ввиду этого расхожая формула «талант всегда пробьется» ока¬зывается в принципе неверной. Талант надо выращивать, лелеять, создавать для него особые, даже «тепличные» условия. В итоге по¬лучается, что терпимое к «инакомыслию» и «инакоповедению» де¬мократическое социальное устройство оказывается более выгод¬ным для общества в целом.

Содержание работы

1. ТВОРЧЕСТВО 2

2. СРАВНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

3. ВООБРАЖЕНИЕ 11

4. ИНТУИЦИЯ 15

Литература 18

Использованная литература

  1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965;
  2. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967;
  3. Кармин А.С., Е.П.Хайкин. Творческая интуиция в науке. М., 1971;
  4. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972;
  5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения // Хрес М.: Просвещение, 1987,
  6. Никифоров О. И. К вопросу о воображении // Вопросы
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: 1999Г.
  8. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978;
  9. Голицын Г.А. Информация и творчество. М., 1997


Другие похожие работы