Психометрия в психодиагностике
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психометрия в психодиагностике "
Автор работы: Елена
Страниц: 39 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Методическая разработка лекции
1.1. Организационно-методическая часть
Тема лекции: Психометрия как область психодиагностики
Психометрия - область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Важность этой темы и определяет актуальность обращения к ней при разработке лекций для студентов психологического факультета. Изложение темы соответствует стандарту, программе курса и тематическому плану преподавания дисциплины. Тема психометрии является самостоятельной дидактической единицей. Литература, использованная для разработки лекции:
1. Маничев С.А., Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. Спб., 2002.
2. Марютина Т.М., Кондаков И.М. Психофизиология. М., 2003.
3. Молоканов М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с ПВК практического психолога. // Психологический журнал. 2005. №1.
4. Психологический словарь. /Под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. М., 2007.
5. Психологический словарь. /Ред. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.М., 2000.
6. Психологический словарь. / Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 1983.
7. Психология. Словарь. / Общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 2000. 8. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. РПА, 2002.
2. Организация лекции
2.1. Аудитория состоит из студентов 1 курса психологического факультета, уровень восприятия аудитории высокий. 2.2. Цели лекции: - дать определение категории психодиагностика; -дать определение содержанию и месту психометрии в психодиагностике, ее целям;
- раскрыть процесс становления психометрии в рамках психодиагностики; - раскрыть понятия валидности, надежности, дискриминативности методики; - дать определение понятию «достоверность теста».
2.3. Учебные задачи лекции:
- информативные:
• дать представление о психометрии, как области психологии;
• сформулировать основные положения психометрии;
• дать представление об основных категориях психометрии;
• показать различие между различными научными подходами к психодиагностике;
• разграничить понятия психологического теста и психологической оценки.
- аналитические:
• рассмотреть причины возникновения психометрии;
• объяснить смысл понятия «валидность» и «надежность» тестов;
• сформировать умение оперировать психометрическими терминами;
- системообразующие:
• определить место психометрии в психологии;
• проследить развитие представлений о психометрии;
• систематизировать знания о психометрии.
- творческие:
• создать ситуации проблемного характера, характеризующие основные противоречия психометрии;
• укрепить навыки формирования собственных суждений о психометрии,;
• мотивировать к самостоятельному изучению основ психометрии;
- воспитательные:
• стимулировать самостоятельное изучение темы психометрии;
• повысить мотивацию к изучению темы;
• заинтересовать студентов данной темой;
• донести важность знаний о психометрии для будущего психолога- практика.
Данная лекция является вводной к изучению темы «Психометрия в психодиагностике».
2.5. Выбор организационной формы лекции
• Монолог с опорой на визуальные средства,
Содержание лекции соответствует выбранному виду и форме.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Методическая разработка лекции 4
1.1. Организационно-методическая часть 4
1.2. Содержание лекции и демонстрационные материалы 6
Глава 2. Методическая разработка семинарского / практического занятия 22
2.1 Организационно-методическая часть 22
2.2. Содержание занятия и демонстрационные материалы 23
Заключение 33
Литература 36
Приложения 39
Использованная литература
- Адам Г. Восприятие, сознание, память. М., 2004.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого. М., 2005.
- Азимов Р.С., Соломонов А.Г. Разработка программного и аппаратурного обеспечения психофизиологической диагностики личности. // Психология. 2003. №2.
- Акимова М.К. Соотношение скорости и точности реакции выбора с основными свойствами нервной системы // Новейшие исследования в психологии и возрастной физиологии 1971. №1.
- Акимова М.К. Формирование скоростного и точностного навыка в зависимости от инертности-лабильности нервных процессов // Новейшие исследования в психологии и возрастной физиологии 1971. №2.
- Акимова М.К. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии. 1972. №2.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2003.
- Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону, 2006.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.
- Бенькович Б.И. Психофизиологическая характеристика состояния больных при эмоциональном напряжении и невротических расстройствах. М., 2002.
- Блейхер В.М. Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988.
- Годжфруа Ж. Что такое психология. Т. 1 М., 2002.
- Горбов Ф.Д., Матова М.А., Розенблат Ш. К характеристике психических состояний человека в усложненных условиях деятельности // Вопросы психологии. 1971. №2.
- Гусева Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей // Способности и склонности. М., 1989.
- Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Возможности индивидуально-типологической диагностики в образовании. Квалиметрия человека и образование. Методология и практика. М., 2003.
- Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности // Художественный тип человека (комплексные исследования). М., 2004.
- Гусева Е.П., Марютина Т.М. Свойства нервной системы человека и перцептивная активность // Новейшие исследования в психологии и возрастной физиологии 1986. №2.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 2002.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебник для вузов. СПб., 2002.
- Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии. Ростов-на-Дону, ЦВВР, 2003.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 2003.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Мн: Выш. шк., 2007.
- Маничев С.А., Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. Спб., 2002.
- Марютина Т.М., Кондаков И.М. Психофизиология. М., 2003.
- Молоканов М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с ПВК практического психолога. // Психологический журнал. 2005. №1.
- Психологический словарь. /Под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. М., 2007.
- Психологический словарь. /Ред. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.М., 2000.
- Психологический словарь. / Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 1983.
- Психология. Словарь. / Общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 2000.
- Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. РПА, 2002.