Насилие в семье по отношению к детям
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Насилие в семье по отношению к детям"
Автор работы: Клюс Дмитрий Викторович
Страниц: 35 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит
H. Kempe.
Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физическому состоянию. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов.
Тема моей работы: «Насилие в семье по отношению к детям». Тема весьма актуальная. Обосновывая ее актуальность, скажу, что насилие в российских семьях достигло угрожающих масштабов. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избивают родители, для многих подобное воспитание заканчивается гибелью. Около 7 тысяч детей в год становятся жертвами сексуальных преступлений. Более 50 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от домашнего насилия. Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой Российской семье. Среди причин подобной агрессии в семьях доминируют экономические и социальные: безработица, низкие доходы, алкоголизм и наркомания. Положение усугубляется демонстрацией жестокости, насилия и эротики с экранов телевизоров и кинотеатров.
Создавшаяся критическая ситуация вывела в число важнейших направлений государственной политики проблему профилактики и преодоления последствий семейного насилия над детьми, поиск и создание различных систем эффективного решения ее. Вместе с тем, анализ практики по преодолению последствий семейного насилия над детьми и результатов научных исследований в этой области показывают, что в настоящее время эффективных мер еще не найдено. Это в полной мере доказывает актуальность данной темы.
Цель работы: изучить проблему жестокого отношения к детям в семье и методы работы социального педагога с детьми, перенесшими насилие в семье.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические аспекты проблемы насилия в семье по отношению к детям, понятие насилия, виды, формы, причины насилия;
-раскрыть особенности детей, переживших насилие в семье;
-дать характеристику детям, пережившим насилие;
-изучить и проанализировать методы работы социального педагога с неблагополучной семьей, методы работы с детьми, подвергшимися жестокому отношению со стороны родителей.
-в заключение работы подвести итоги и сделать выводы.
Объект исследования: дети, подвергшиеся жестокому отношению в семье.
Предмет исследования: последствия жестокого обращения с детьми и методы работы социального педагога по устранению этих последствий.
Методы исследования: Методологической основой исследования являются общенаучные и частные методы познания, в том числе анализ научно-методической литературы, синтез, обобщение, исторический, сравнительно-правовой.
Теоретической базой исследования являются фундаментальные труды в области философии, психологии, общей и социальной педагогики. Настоящее исследование осуществлялось, опираясь на труды авторов, внесших значительный вклад в разработку социально-педагогической теории воспитания: Берковец Л., Бэрон Р., Ричардсон Д., Демишев А.П., Конт Р., Крайг Г., Ньюкомб Н., Синягина Н. Ю., Титаренко В.Я., Черепанова Е.М., Шакурова М. В., Сердюк Л.В., Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., и др.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав которые разбиты на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты проблемы насилия в семье по отношению к детям……………………………………………………………………………6
1.1. Анализ состояния изученности проблемы семейного насилия над детьми…………………………………………………………………6
1.2. Понятие насилия…………………………………………………………..9
1.3. Виды, формы, причины насилия………………………………………..11
2. Последствия жестокого обращения к детям………………………………...17
2.1. Особенности детей, переживших насилие в семье……………………17
2.2. Характеристика детей переживших насилие…………………………..20
3. Работа социального педагога с детьми, перенесшими насилие в семье…..27
3.1. Методы работы педагога с неблагополучной семьей…………………27
3.2. Методы работы социального педагога с детьми, подвергшимися жестокому отношению со стороны родителей………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации принятии 12 декабря 1993. - М.: «Омега», 2004.
- Семейный кодекс РФ. - М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005.
- Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»,1993. (с изм. и доп. от 13 января 2001, 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.)
- Уголовный кодекс Российской Федерации (с последними изменениями и дополнениями от 24.07.2007) - М.: «Омега», 2004.
- Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2001.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997.
- Большая Советская Энциклопедия. – М.: Советская Энциклопедия, 1930.
- Гурова В.Н. Социально-педагогическая работа: Словарь справочник. - СПб.,1996.
- Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т.: Пер. с фр./ Под ред. Г.Г. Аркелова.- 2-е изд., стер. - М.: Мир, 1996.
- Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - М.: РИПКРО, 2005.
- Демишев А.П. Истоки насилия. - М.: «АСТ»,2003.
- Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2000.
- Конт Р. Сексуальное насилие над детьми // Энциклопедия социальной работы, в 3 т., Т.3, - М., 1994.
- Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: Состояние, тенденции, перспективы. - М., 1998.
- Крайг Г. Психология развития: Пер с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2001.
- Материалы конференций. Борьба с домашним насилием: междисциплинарный подход. – США: Бостон, 2000.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка: (Пер. с англ.) / Нора Ньюкомб. – 8-е изд., междунар., 2002.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эверест, 1996.
- Проблема насилия в американской литературе. Перевод Н.А. Солматова. – М.: АСТ, Эрудит, 2001.
- Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2001.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Сердюк Л.В. Воля в паутине. - М.: Мысль, 1986.
- Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998.
- Социальная работа с семьей. / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 1995.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
- Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия. – М., 2000.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку. - М.: Академия, 1997.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
- Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.