Проблема воспитательной работы в школе
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблема воспитательной работы в школе"
Автор работы: Светлана
Страниц: 28 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность темы исследования состоит в том, что социально- политические и экономические изменения, происходящие в Российском обществе в последнее время, затрагивают все стороны развития личности. Обществом выдвигаются новые требования в современной личности, а именно: способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость.
Анализ литературы позволил выявить ряд работ, посвященных проблеме воспитательной работе в школе, освещающих психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе. Среди отечественных авторов наиболее широко эта тема прослеживается в работе А.В. Занкова, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, Р.С. Немова, А.С. Выготского, С.Д. Полякова, Л.Д. Столяренко, В.П. Зинченко и других.
Среди зарубежных авторов следует отметить Г. Клауса, А.Н. Пере-Клермана, И.Э. Унта, М. Клее, А. Фромма и других.
Целью этой работы является проблема воспитания в школе. Основная задача работы состоит в исследовании психологических предпосылок осуществления воспитательной работы в школе. Представленное описании психологических предпосылок основано на теоретическом и экспериментальном материале отечественных и зарубежных психологов. Из всего богатства и многообразия научно-психологических теорий выбраны те, которые наиболее полно раскрывают психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе.
Воспитание- вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитания нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу людям. Воспитание- это не отдельный процесс, а сторона научения, имеющая много общего и отличного от обучения. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими- результатами научения. Применительно к воспитанию или являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению - знания, умения и навыки.
Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которых предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально- экономических преобразований они становятся неопределенными. Но если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремиться его сохранить и повысить , то какие бы радикальные повороты не происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом. Если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они- то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории.
Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящиеся к достижению успехов.
В разных системах существенных для него связей и отношений человек выступает в разном качестве. Лишь всесторонне выявив его во всех существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что социально- политические и экономические изменения, происходящие в Российском обществе в последнее время, затрагивают все стороны развития личности. Обществом выдвигаются новые требования в современной личности, а именно: способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость.
Анализ литературы позволил выявить ряд работ, посвященных проблеме воспитательной работе в школе, освещающих психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе. Среди отечественных авторов наиболее широко эта тема прослеживается в работе А.В. Занкова, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, Р.С. Немова, А.С. Выготского, С.Д. Полякова, Л.Д. Столяренко, В.П. Зинченко и других.
Среди зарубежных авторов следует отметить Г. Клауса, А.Н. Пере-Клермана, И.Э. Унта, М. Клее, А. Фромма и других.
Целью этой работы является проблема воспитания в школе. Основная задача работы состоит в исследовании психологических предпосылок осуществления воспитательной работы в школе. Представленное описании психологических предпосылок основано на теоретическом и экспериментальном материале отечественных и зарубежных психологов. Из всего богатства и многообразия научно-психологических теорий выбраны те, которые наиболее полно раскрывают психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе.
Воспитание- вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитания нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу людям. Воспитание- это не отдельный процесс, а сторона научения, имеющая много общего и отличного от обучения. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими- результатами научения. Применительно к воспитанию или являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению - знания, умения и навыки.
Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которых предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально- экономических преобразований они становятся неопределенными. Но если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремиться его сохранить и повысить , то какие бы радикальные повороты не происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом. Если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они- то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории.
Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящиеся к достижению успехов.
В разных системах существенных для него связей и отношений человек выступает в разном качестве. Лишь всесторонне выявив его во всех существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни
Использованная литература
- Выготский А.С. «Педагогическая психология» М., 1991
- Занков А.В. «Избранные педагогические труды» М., 1990
- Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников» М., 1976
- Немов Р.С. «Психология» кн. 2, М., 2004
- Петровский А.В. « Возрастная и педагогическая психология» М., 1973
- Поляков С.Д. «Психопедагогика воспитания» М., 1996
- Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология» Ростов на/Д., 2000
- Палызина Н.Ф. «Педагогическая психология» М., 1998
- Эриксон Э. «Детство и общество» СПб., 1996
- Якунин В.А. «Педагогическая психология» СПб., 1998