Стресс.Дистресс.Стрессоустойчивость и способы повышения стрессоустойчивости.
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Стресс.Дистресс.Стрессоустойчивость и способы повышения стрессоустойчивости."
Автор работы: Ольга
Страниц: 25 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.
Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Г. Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.
Факторы, вызывающие это напряжение, были названы стрессорами: они могут быть физическими (воздействие холода, яда, инфекции), или психическими (конфликтная ситуация в семье, на производстве).
Стресс это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это приспособительная реакция организма. Отсюда учение Селье об общем адаптационном синдроме. Она протекает в три фазы: состояние тревоги (организм оценивает состояние тревоги, возникает ощущение трудности, призыв к оружию), затем фаза повышенной резистентности (сопротивляемости - когда мобилизуются защитные силы организма). Наконец фаза истощения (когда человек ощущает, что его силы на исходе).
Таким образом, стресс представляет собой биологически целесообразную реакцию организма. Иногда его пытаются трактовать как нечто неблагоприятное, вредное, однако жизнь показывает, что избежать стрессовых реакций не представляется возможным. Г. Селье считает, что составная часть самой жизни, продукт нашей деятельности стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, поскольку без воздействия стрессоров человек обречён на бесцветное прозябание.
Энциклопедический словарь определяет стресс следующим образом: "совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)". Специалисты же считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Таким образом, стресс могут вызвать и позитивные эмоции (в таких ситуациях, как свадьба, рождение ребенка). Выходит, что сильная радость тоже вредна! Неужели придется ограничивать себя в радости и ощущении счастья?
Стоит разобраться со значением слова "стресс". Это обычное и часто встречающееся явление. Сколько раз за день каждый из нас испытывает довольно сильные эмоции? Может быть, Вы бежали за последним трамваем, а он захлопнул двери перед вашим носом? Или проехавшая рядом машина обрызгала грязь
На работе за коллегой пришлось все доделывать? А может наоборот, неожиданно выдали задерживаемую зарплату, да еще и с премией? Как ни странно, но все эти ситуации вызывают стресс.
Целью данной работы является рассмотрение понятий: «стресс», «дистресс», «стрессоустойчивость», и определить способы повышения стрессоустойчивости.
1. Разграничение понятий «стресс» и «дистресс»
Стресс - обязательный компонент жизни, - отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово "дистресс" можно перевести как "истощение", "несчастье".)
Таким образом,
стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;
дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или "истощают свой ресурс" при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.
Стресс можно определить различными путями. Следующие примеры определений, данные ведущими специалистами, возможно, наиболее широко приняты:
Выгореть: Истощиться. Израсходовать психические и интеллектуальные ресурсы. «Износиться в чрезвычайном стремлении соответствовать нереалистичным требованиям к себе или общественным ценностям.
Стресс это процесс, начинающийся с чрезмерного и продолжительного стресса, связанного с трудовой деятельностью. Этот стресс вызывает давление на работника (чувства нервного напряжения, раздражения и утомления). Процесс заканчивается, когда работник формально справляется с работой и становится безучастным, циничным и ригидным.
Стресс это синдром эмоционального истощения, деперсонализации, и ослабленного стремления личности к успеху, которому подвержены некоторые представители некоторых категорий профессий, связанных с работой с людьми.
Селье выделил три стадии развития стресса:
Первую стадию он назвал стрессом ожидания трактовал только как мобилизацию сил, подготавливающую организм к стрессу, включение защитных механизмов. Более поздние исследования показали, что первая стадия стресса характеризуется большим напряжением симпатико-адреналовой системы, чем даже сам стресс. Вспомним, как часто мы особенно волнуемся в ожидании события. Таково напряжение перед свиданием, решающей беседой, ответственным выступлением, экзаменом. И чем больше волнуется человек на этом этапе, тем слабее его реакция на следующей стадии. Это понятно: слишком большое напряжение симпатико адреналовой системы в первом периоде приводит к избыточному выделению адреналина. Быстрое истощение резервов симпатикоадреналовой системы уже вначале имеет результатом то, что на вторую фазу энергии оказывается недостаточно. Так, спортсмен, «перегоревший на старте», в ходе соревнований показывает сниженные результаты. Но при слабой активации симпатикоадреналовой системы в стадии ожидания тоже не происходит должной мобилизации всех необходимых сил для отражения стресса. Спортсмен не мобилизовался, расслаблен результат опять плох.
Сделаем вывод: роль первой фазы стресса состоит не только в том, чтобы мобилизовать защитные силы организма, но и подать в нужный момент достаточно энергии для адекватной реакции.
Вторая стадия собственно стресс. Подготовленный первой стадией организм хорошо переносит и вторую фазу, реализуя максимум своих возможностей. Спортсмен достигает результатов даже более высоких, чем на тренировках; актёр играет с большим подъёмом, находя особые раски и интонации, каких не мог достичь на репетициях; студент на экзамене обнаруживает блестящие способности и так далее.
Однако «высокая нота» не может длиться слишком долго, и затянувшийся стресс грозит срывом.
Третья стадия - постстресс. Ученые проводили многолетние наблюдения процессов активации симпатико-адреналовой системы у диспетчеров, операторов и машинистов железнодорожного транспорта, у людей, занятых нервно-эмоциональным трудом. Картина оказалась неожиданной. Выброс адреналина в период отдыха был выше, чем в период работы.
Оператор кончил рабочий день, который был не слишком напряжённым обычным. Активация симпатико-адреналовой системы, по данным анализов, в норме. Дома человек отдыхает без конфликтов и волнений. Что же симпатико-адреналовая система? Ого, да здесь целая буря, самый большой с начала рабочего дня выброс адреналина! Такая картина у сотен и тысяч обследованных.
Научный сотрудник 32 лет успешно защитил диссертацию. Этому событию предшествовало предельное напряжение сил. Теперь все позади, новый кандидат наук счастлив, принимает поздравления И вдруг среди, казалось бы, полного благополучия инфаркт Случай далеко не исключительный.
В этих примерах наблюдалось сравнительно быстрое действие третьей фазы. Однако она может и значительно растянуться во времени. Психотерапевтом А. В. Алексеевым описан случай, когда олимпийский чемпион, борец классик признался ему, что через восемь месяцев после игр он ещё не «отошёл», испытывает комплекс сложных ощущений, мешающих ему обрести чувство психологического и физического равновесия.
Содержание работы
Введение 3
1. Разграничение понятий «стресс» и «дистресс» 5
2. Сущность понятия «стрессоустойчивость» 14
3. Способы повышения стрессоустойчивости 17
Заключение 21
Список литературы: 24
Использованная литература
- :
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 2004. Т. 15, № 1.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН. 2005.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
- Генковска В.М. Особенности саморегуляции как нормы психической устойчивости в стрессовых ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 2000.
- Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 2004.
- Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 2003.
- Корстелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания // Вопр. психол. 1999. № 6. С. 6069.
- Карапетян Л. Профессиональная стрессоустойчивость: Автореф. дис. канд. психол. наук. Красноярск, 2000.
- Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.; Женева, 1999.
- Митина Л.М. Эмоциональная гибкость. М., 2001.
- Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 1, № 2.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1996.
- Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопр. психол. 1999. № 1.
- Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1994. 115 с.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обзор. психиатрии и мед. психологии. 1999. № 1.
- Тышкова М. Исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр. психол. 1997. № 1.