«Психофизиология профессиональной деятельности»: Психофизиология внимания»
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"«Психофизиология профессиональной деятельности»: Психофизиология внимания»"
Автор работы: Елена
Страниц: 28 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ГЛАВА I. Свойства и основы внимания
1.1 Внимание и его свойства
Для осуществления адекватного поведения и деятельности необходимо помимо программы поведения обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды обитания. Для этого требуется наличие в структурах мозга систем регуляции и контроля поведения. Деятельность этих систем обеспечивает операции прогноза поведения и его коррекции. Коррекция поведения является одной из функций систем регуляции поведения. Возможна коррекция поведения, связанного как с удовлетворением биологических потребностей, так и вторичных потребностей разного уровня. В первом случае регулируется поведение, связанное с жизнедеятельностью организма. Во втором случае подключается активная, часто осознанная мыслительная деятельность. К системам регуляции поведения можно отнести внимание, эмоции и сознание .
При ограниченном времени работнику нередко приходится решать задачи восприятия, переработки информации и принятия решения практически одновременно. Это обеспечивается высокой концентрацией психической активности на задаче. Функцией, ответственной за такую концентрацию, является внимание. Основной функцией внимания является отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий.
Внимание, как никакая другая функция, зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования к этой функции возрастают. Внимание функционирует на двух уровнях: на уровне, где может изменяться сенсорная чувствительность и на уровне принятия решения. Внимание можно определить также как умственное действие контроля, обслуживающее деятельность других психических функции.
Проблема внимания стала центральной при изучении психологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления. Внимание интенсивно исследуется в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая процесс обучения и профессиональной деятельности. Внимание играет важную роль в механизмах регуляции уровня бодрствования, функционировании модулирующих систем мозга, а также в обеспечении сознательной деятельности человека.
Долгое время проблема внимания игнорировалась исследователями, это было связано с влиянием идей бихевиоризма, предметом которого является освобожденное от психики поведение, понимаемое как совокупность реакций организма на стимулы, подчиняющихся законам случая. Другая причина незначительного интереса к проблеме внимания – влияние гештальтпсихологии. В качестве главной характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает структуру (гештальт) отражающую целостность объекта и имеющую преимущество над её элементами.
Интерес к проблеме внимания возродился в середине 60-х годов XX века. Он был связан с появлением новых направлений в науке: когнитивной психологии и психофизиологии. В настоящее время внимание – одно из самых популярных понятий в психофизиологии. Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………….
ГЛАВА I. Свойства и основы внимания……………………………………
1.1. Внимание и его свойства ……………………………………………….
1.2. Физиологические основы внимания ………………………….………
ГЛАВА II.Виды и этапы внимания…………………………………………
2.1.Виды внимания…………………………………………………………..
2.2.Этапы развития внимания………………………………………………
ГЛАВАIII.Индивидуальные особенности внимания………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ………………………..………………………………..
Использованная литература
- Годфруа, Ж. Что такое психология?: в 2т. Т.2 / Ж.Годфруа. – М.:Мир, 2005. – 382 с.
- Данилова, Н.Н. Психофизиология/Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 368с.
- Корсини, Р. Психологическая энциклопедия/ Р.Корсини, А.Ауэрбах. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. – 459с.
- Основы психофизиологии/Отв. Ред. Ю.И. Александров. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 349с.
- 4. Психология: Словарь. М., 2007. – 293 с.
- Хэссет, Дж. Введение в психофизиологию/Дж.Хэссет. – М.:Издательство «Мир», 2004. – 248с.