Исследование особенностей избирательности мышления у подростков 15 – 17 лет, больных эпилепсией
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Исследование особенностей избирательности мышления у подростков 15 – 17 лет, больных эпилепсией "
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 68 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Человеческий младенец рождается беспомощным существом, и эта беспомощность является величайшим приобретением человеческого рода. Становление беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности подчиняется закономерностям психического развития. Эльконин Д.Б. (56 ) в своих работах указывал на то, что развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями психической функции, возникновением в ней определенных новооброзований. Развитие также характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, гетерохронией, когда одни из них «отстают», «другие «забегают вперед».
На психическое развитие ребенка влияет множество факторов, которые могут привести к возникновению поврежденного развития с асинхронией и ретардацией.
Поврежденное психическое развитие – это развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы. К поврежденному психическому развитию можно отнести такие состояния, как минимальная мозговая дисфункция, нарушения межполушарного взаимодействия, локальные поражения головного мозга, эпилепсия, прогрессирующие органические поражения ЦНС.
Несмотря на то, что мы живем в просвещенном мире, некоторые болезни до сих пор кажутся загадочными и внушают страх. К ним относится и эпилепсия.
Эпилепсия – одно из многократно и многосторонне изучавшихся заболеваний. Ей посвящена огромная литература, в которой рассматриваются вопросы клиники, течения, патогенеза, прогноза. О неослабевающем интересе к проблеме эпилептической болезни свидетельствует, например, то обстоятельство, что в международные и национальные медицинские реферативные издания наряду с такими общими разделами, как «неврология» и «психиатрия», в настоящее время в качестве самостоятельного включается раздел «эпилепсия».
В проблеме эпилепсии все еще остается много «белых пятен» – неясных, спорных, противоречивых вопросов, начиная от терминологии, классификации, диагностики и кончая лечением.
Поэтому для современной эпилептологии, особенно детского и подросткового возраста, необходим комплексный анализ морфологической, нейрофизиологической и биохимической составляющих и их нарушений с учетом стадии онтогенеза. Не менее важно изучать влияние эпилепсии на динамику морфофункциональной организации развивающегося мозга. Большое значение имеет правильная и точная диагностика и адекватные методы исследования нарушений при эпилепсии у детей и подростков.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной проблемы определилась высоким уровнем распространенности данного заболевания не только среди взрослого населения, но и среди детей и подростков, а также запросом клиники для более полной и точной диагностики эпилепсии у подростков.
Ежегодно регистрируемая заболеваемость эпилепсией, исключая фебрильные судороги и единичные пароксизмы, варьирует от 20 до
странах 120 / 100.000 новых случаев в год, в среднем – 70 / 100.000. Только в СНГ этой болезнью болеют около 2,5 млн. человек.
В Удмуртии на диспансерном наблюдении с диагнозом «Эпилепсия» в 2000 году находилось 159 подростков 15 – 17 лет, из них впервые обратились 20. В 2001 году наблюдалось 196 подростков, из них впервые обратились 24.
В Ижевске у подросткового психиатра наблюдались в 2000 году 46 подростков, впервые обратились – 8, а в 2001 году - 42 подростка, из них 1 первичный.
Особенностью данной работы явилось теоретическое и экспериментальное исследование, направленное на изучение клинических проявлений при эпилепсии у детей и подростков, и на анализ особенностей избирательности мышления.
ЦЕЛЬ исследования – раскрытие особенностей избирательности мышления у подростков 15 – 17 лет больных эпилепсией.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
1) изучение клинико-психологических особенностей эпилепсии у детей и подростков;
2) опробация методик на группе здоровых испытуемых;
3) экспериментально-психологическое исследование уровня избирательности мышления при эпилепсии у подростков 15 – 17 лет;
4) анализ и обработка полученных результатов при исследовании уровня избирательности мышления при эплепсии у подростков 15 – 17 лет;
5) сравнительный анализ полученных результатов при исследовании уровня избирательности мышления при эпилепсии у подростков 15 – 17 лет.
ОБЪЕКТОМ исследования явились подростки 15 – 17 лет с диагнозом «Органическое расстройство личности, вследствие эпилепсии», находящиеся на диспансерном наблюдении в Республиканской клинической психиатрической больнице города Ижевска.
ПРЕДМЕТОМ исследования явился уровень сформированности избирательности мышления.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: у подростков 15 –17 лет, больных эпилепсией, существует недостаточность опосредования познавательной деятельности факторами социального опыта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - результаты, полученные путем данного исследования, будут использованы для психодиагностических целей, а также для дальнейших исследований в области детской и подростковой эпилептологии.
Содержание работы
Введение. 3
Глава 1. 7
Клинико-психологические особенности эпилепсии в детском и подростковом возрасте.
1.1. Психопатологический аспект эпилепсии детского и подросткового возраста. 7
1.2. Патопсихологический аспект эпилепсии детского и подросткового возраста. 19
Глава 2. 34
Экспериментально - психологическое исследование уровня избирательности мышления у подростков 15 – 17 лет, больных эпилепсией.
2.1. Понятие мышления в психологии. 34
2.2. Организационно – методическое обеспечение исследования особенностей избирательности мышления. 38
2.3. Анализ и описание результатов, полученных при исследовании особенностей избирательности мышления. 46
2.4. Сравнительный анализ результатов, полученных при исследовании двух групп испытуемых. 54
Выводы. стр.
Заключение. стр.
Литература. стр.
Приложения. стр.
Использованная литература
- Абрамович Г.Б., Харитонов Р.А. Эпилептические психозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1990.
- Актуальные вопросы неврологии детского возраста / Казакова В. А., Шудегова В. А., Семеновых О. П. и др. – Ижевск: Орион Плюс, 2001.
- Алейникова С.М. Сравнительные исследования формирования мышления у детей больных шизофренией с разными типами дизонтогенеза. В сб.: Экспериментально психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. Под редакцией Ю.Ф. Полякова. – М.: 1982.
- Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. – Д.: Сталкер, 1998.
- Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков.- Бийск, 1993.
- Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. – М. – Воронеж, 1997.
- Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996.
- Болдырев А. И. Эпилепсия у детей и подростков. – М.: Медицина, 1990.
- Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. – М., 1973.
- Выготский Л.С. Психическое развитие как феномен культуры. – М. – Воронеж, 1998.
- Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. / Под ред. А. И. Подольского. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- ГиндикинВ.Я. Лексикон малой психиатрии. – М., 1997.
- Громов С.А. Реабилитация больных эпилепсией. – Л.: Медицина, 1987.
- Гуревич П.С. Клиническая психология.- М, 2002.
- Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений.: Практикум. – СПб.: изд-во «М и М», ТОО «Респекс», 1999.
- Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр. – М., «Когито-Центр», 2001. (Университетское образование).
- Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М. - Воронеж, 2000.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология.: изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Изд-во Московского университета, 1986.
- Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. / Под ред. М. Р. Гинзбурга. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. (Серия «Психологи Отечества»).
- Казаковцев Б. А. Психические расстройства при эпилепсии. – М., 1999.
- КапланГ.И. Клиническая психиатрия. В 2-х т. – М, 1998.
- Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. (Серия «Психологи Отечества»).
- Карлов В. А. Эпилепсия. - М.: Медицина, 1990.
- Карлов В. А. Рецензия на книгу А. С. Петрухина // Ж. Неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Т. 102. 2, 2002, стр. 76.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.: изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1995.
- Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. – М., 1963.
- Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф.Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
- Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей: изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Л.: Медицина, 1985.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989.
- Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
- Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1999.
- Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии.- М., 1999.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагенство», 1996.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб, 2000.
- Практикум по патопсихологии. / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. Р. Николаевой, В. В. Лебединского. – М., 1987.
- Психология. Словарь / Под общ. ред.. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»).
- Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. – М., 1962.
- Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии.: Пер. с англ. / Под ред. К. С. Робсона. – М.: Медицина, 1999.
- Руководство по психиатрии: в 2-х т. Т 2 / А. С. Тиганов, А. В. Снежневский, Д. Д. Орловская и др.: Под ред. А. С. Тиганова. – М.: Медицина, 1999.
- Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т 1.: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Слободчиков В. И. Эмпирическое исследование организации предметного содержания сознания // Опыт системного исследования психики ребенка. – М., 1975.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С. Ю. Цирьина. – СПб.: «Питер», 1999.
- Справочник по психиатрии. / Под ред. А. В. Снежневского. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974.
- Тихомиров О.К. Психология мышления.- М., 1984.
- Учебно – методическое пособие ИГМА: Сост. Лекомцев В. Т., Золотухина О. Н. : Ижевск.: Изд-во «Экспертиза», 1997.
- Чудновский В.С., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. – Ростов –н/Д.: Феникс, 1997.
- Чуркин А. А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. – М. : Изд-во «Триада – Х», 2000.
- Шанько Г. Г. Эпилепсия у детей (классификация, диагностика, лечение): Руководство для врачей. – Мн.: ТОО «Харвест», 1997.
- Щербакова Н.П. Сравнительное изучение особенностей мышления у подростков здоровых и больных шизофренией.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 12, 1976.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; изд. 3-е. – М. - Воронеж, 2001. (Серия «Психологи Отечества»).