Развитие наглядно-образного мышления в процессе моделирующей деятельностиу детей старшего дошкольного возраста
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Развитие наглядно-образного мышления в процессе моделирующей деятельностиу детей старшего дошкольного возраста"
Автор работы: Елена
Страниц: 38 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. В процессе познания окружающего конкретно-чувствительная информация является источником мышления, среди недостатков развития которого непременно обнаруживается неполноценное чувствительное познание. С восприятием и представлением наиболее часто связано наглядно-образное мышление. Именно этот вид мышления является той важной цепочкой, без которой невозможен переход к высшей форме мышления - словесно-логическому.
Проблема развития наглядно-образного мышления основательно представлена в работах зарубежных и отечественных исследователей. В области общей психологии это работы Б.Г. Ананьева, Дж. Брунера, А.В.Брушлинского, А.Валлона, П.Я. Гальперина, Л.Л.Гуровой, В.В.Давыдова, Г.С. Костюка, А.Н.Леонтьева, Я.А. Пономарева, А.К.Тихомирова, А.Н.Ткаченко; в возрастной психологии - Л.С. Выготского, Д.Н.Завалишиной, Н.А.Менчинской, Н.Н. Поддякова, Ж.Пиаже, И.С.Якиманской; в последние годы эти проблемы изучали Н.А.Батюк, К.К.Григорян, Л.М.Зламанюк, Л.М.Клыгин, Е.О.Круглова, Л.В.Меньшиков, В.Б.Синельников, Б.О.Якимчук.
Однако проблема развития наглядно-образного мышления в процессе моделирующей деятельности у детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно.
Актуальность и недостаточная разработанность этой проблемы обусловили выбор темы работы: «Развитие наглядно-образного мышления в процессе моделирующей деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Исходя из актуальности рассмотрения проблемы, объектом исследования выступает процесс развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предметом - возможности моделирующий деятельности в развитии наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы - составить систему педагогической работы и частично ее апробировать с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная цель реализуется в след задачах:
- дать краткий теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме развития наглядно-образного мышления детей старшого дошкольного возраста; - охарактеризовать особенности развития мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста; - проанализировать использование моделирующей деятельности в процессе развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста;
- разработать конспекты занятий и подобрать дидактические игры с использованием моделей развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста;
- частично апробировать конспекты, занятий и игр;
- проанализировать результаты проведенных исследований.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: системно-структурный подход к изучению мышления (Л.И.Анциферова, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, К.С.Славская); теория поэтапного формирования детского мышления (Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, Ж.Пиаже); теория поэтапного формирования умственного действия (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); положение теории взаимосвязи процессов обучения и развития (И.Д.Бех, В.И.Бондарь, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, И.Г.Еременко, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Д.Максименко, Н.О.Менчинская, В.М.Синев).
Методы исследования: системный анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования; психологический эксперимент с констатирующей и формирующей частями; процедуры количественной, обработки экспериментальных данных.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Она носит практический характер и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1.1 Краткий теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме развития наглядно-образного мышления детей старшого дошкольного возраста
Объектом умственной деятельности человека являются познавательные задачи, которые имеют разную содержательную подпочву и предопределяют разное соотношение предметно-действующих, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении. В зависимости от этого различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое, или абстрактное. По замечанию Петровского А.В. онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоение общественного опыта, а особую роль играет целенаправленное воздействие взрослого в форме обучения и воспитания 19,225. По словам Урунтаевой Г.А., в соответствии с переходом ведущего вида мышления с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень, в отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления, ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но то, что он знает по своему прошлому опыту, а оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации и значительно расширяет границы познания 13,131. Таким образом, по определению Петровского А.В., наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета - в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения 9,225. По замечанию Немова Р.С., этот вид мышления 28,276 достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. В случаях же, когда свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками задача решается с помощью отвлеченного, логического мышления, являющегося, по определению Петровского А.В., наиболее поздним этапом исторического и онтогенетического развития мышления, вид мышления, характеризующийся использованием понятий логических конструкций, функционирующий на базе языковых средств - словесно-логическое мышление 19,226. По мнению Ж.Пиаже (1969), Л.С. Выготского (1982), овладение знаками развития знаково-символической функции - одно из основных направлений в умственном развитии ребенка 10,118.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Краткий теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме развития наглядно-образного мышления детей старшого дошкольного возраста 6
1.2 Особенности развития мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Использование моделирующей деятельности в процессе развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста 14
Глава 2. Система педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования деятельности 21
2.1 Разработка конспектов занятий и подборка дидактических игр с использованием моделей 21
2.2 Частичная апробация конспектов, занятий и игр 32
2. 3 Анализ результатов проведенных исследований 34
Заключение 35
Список литературы 37
Использованная литература
- Анастази А.Психологическое тестирование./Под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Приор, 2009 – 289с.
- Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности./ С.Ахунджанова //Дошкольное воспитание - 1983 - №36 - С.34-36.
- Бодалев А.А. Общая психодиагностика./ А.А.Бодалев, В.В.Столин, В.С. Аванесов - СПб.:Речь - 2008- 40с.
- Булычева А.Решение познавательных задач: возможные формы занятий/ А.Булычева //Дошкольное воспитание, 2006 - № 4 - С.69-72.
- Венгер Л.А. Развитие мышления дошкольника/ Л.А.Венгер, В.С.Мухина //Дошкольное воспиатние - 1979- №7 - с.20-37.
- Галигузова Л.Ранний возраст: развитие процессуальной игры/ Л.Галигузова //Дошкольное воспитание. - 2003 - №4 - С.41-47
- Гальперин П.Я.Формирование умственных действий/ П.Я.Гальперин //Хрестоматия по общей психологии - Психология мышления - М.: Наука. 1981 – 443с.
- Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н.Давидчук - М.: Наука, 1976. – 332с.
- Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет./ Л.Г. Лысюк //Вопросы психологии; - 2009 - №1 - С.58-67
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология/ Б.Д. Карвасарский - Спб: Питер, 2007 - 959с.
- Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя./ Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько - М.: Просвещение, 1988-190с.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду6обучение и творчество/ Т.С. Комарова - М.: Наука, 2010. – 231с.
- Короткова Н.Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание - 2001 - 311 -С.29-40
- Кудрявцев В.Инновационное дошкольное образование, опыт, проблемы, стратегия развития/ В.Кудрявцев //Дошкольное воспитание, 2006 - №3-10 - с.73-80.
- Методы психологической диагностики. Выпуск 2-Под.редакцией Воронина А.Н. – М.: Педагогика, 2004 - 202 с.
- Мухина В.С.Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С.Мухина - М.: Наука, 1981. – 322с.
- Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии / В.Н. Мясищев, Б.Д.Карвасарский, С.С.Либиек, - Л.:Медицина, 1975 - 224с.
- Немов Р.С.Психология / Р.С.Немов - М.:ВЛАДОС, 2009 - кн.3:Психодиагностика. Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 632 с.
- Парамонова Л. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)/ Л.Парамонова, Г. Урадовских //Дошкольное воспитание - 2007 - № 7 - С.46-49
- Психология:Словарь/Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.:Политиздат,2010 - 494 с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под редакцией /Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой - М:Педагогика - 2006 - 200с.
- Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 книгах: Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста. / Е.И.Рогов - М.:Владос-Пресс/ИД ВЛАДОС, 2004 - 384 с.
- Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн - Спб: Питер, 2009 - 720с.
- Синельников В.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач/ В. Синельников //Дошкольное воспитание. - 2009- №8 - с.93-100.
- Трифонова Г.Е.О детском рисунке как форме игры/ Г.Е.Трифонова //Дошкольное воспитание. - 2009 - № 2 – С.24-28
- Трубников Н.Н.О категориях «цель», «средство», «результат»/ Н.Н. Трубников - М.: Наука, 1968. – 332с.
- Поддяков Н.Н.Развитие комбинаторных способностей/ Н.Н.Поддяков //Дошкольное воспитание, 2010 - №3 - С.90-99.
- Поддъяков Н.Н.Мышление дошкольника/ Н.Н. Поддъяков - М.: Наука, 1977 – 223с.
- Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина - М.:Академия, 2008- 304с.