Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения в ранней юности
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения в ранней юности"
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 73 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное самоопределение человека обычно связывают с определенным возрастным этапом, наличием готовности к выбору своего места в жизни, получением возможности проявить себя и быть признанным. Потребность в самоактуализации, стремление человека совершенствоваться, выражать и проявлять себя в значимом для се-бя деле, рассматривается в современном гуманистическом подходе как высшая потреб-ность человека. Человек чувствует себя тем более счастливым, чем в большей степени ему удается реализовать свой потенциал, достичь жизненного успеха. Профессиональное развитие является одной из важнейших составляющих самоактуализации.
В настоящее время социально – экономическая ситуация становится все динамич-нее. Кардинально изменился рынок труда . Появился новый вид бизнеса, ориентирован-ный поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие эко-номики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспо-собности работников. Эти изменения неизбежно привели к массе проблем в жизни чело-века.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное ме-сто. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами, склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судь-бу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным школьным предметам.
В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей есть ответы на них. Для некоторых уже после окончания девяти классов актуальным стано-вится выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?
Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Проблема «Кем быть?» уступает по значимо-сти лишь вопросу «С кем быть?» - поиску любимого, любимой.
Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, про-блема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в пра-вильности своего выбора уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятель-ной профессиональной деятельности, третьи – после нескольких лет работы по профес-сии. Чтобы достичь успеха в своем профессиональном развитии человек должен: ясно осознавать свои цели, четко представлять, какие ресурсы необходимы для их достиже-ния, а также иметь правильное представление о собственных возможностях, т.е. адекват-ную самооценку.
Некоторая часть молодежи после окончания профессиональной школы не может найти работу по полученной профессии и пополняет ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для нее актуальным. Психическая напряженность, тре-вожность, беспокойство, неуверенность в будущем станут стимулировать поиск себя в мире труда.
В жизни каждого человека происходят нормативные события , изменяющие тра-екторию профессионального развития ( поступление в учебное заведение и его оконча-ние, трудоустройство и т.п.) Наряду с этими событиями возникают ненормативные ( пре-кращение учебы, потеря трудоспособности и др.). возникновение этих событий могут иметь случайный или социально обусловленный характер, а в отдельных случаях ини-циируется самим специалистом. Часто ненормативные события становятся профессио-нально нежелательными инцидентами, сопровождаются психической напряженностью и рассогласованием профессионального сознания.
Вхождение в рыночную экономику остро ставит проблему профессиональной пригодности, конкурентоспособности на рынке труда.
Большой вклад в решение проблем профпсихологии внесли отечественные уче-ные Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Ю.В.Котелова, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузмина, Н.Д. Левитов, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, Н.С. Пряжников, В.Д.Шадриков и др.
Реформа российского общества предъявляет новые требования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.
В системе образования заметно усилился процесс реорганизации – идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, больше внима-ния уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практи-ческими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.
Выпускники общеобразовательных и профессиональных школ страдают от неопреде-ленности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультирова-нии и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой получили образование, около 60% выпускни-ков средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических учи-лищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями [35] . Пра-вильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой са-моутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, но прежде всего:
- кем быть,
- к какой социальной группе принадлежать
- какой стиль жизни выбрать
- какие цели определить для себя в будущем.
Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адек-ватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:
- необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
- узнать и принять требования избираемой профессии;
- осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенно-стей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несо-ответствий.
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сфе-ры человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровожда-ют человека в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выде-лить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выби-рающему род деятельности., подходит она для него или нет.
Цель нашего исследования: Изучение особенностей профессионального самоопреде-ления в ранней юности.
Задачи : 1. В теоретическом плане рассмотреть современные проблемы концепций и моделей профориентации
2. Изучить влияние возрастного фактора на готовность к профессиональному выбору
3. Провести диагностическое исследование особенностей профессиональ-ного самоопределения в ранней юности.
Предмет исследования – параметры профессионального самоопределения.
Объект исследования – 98 учеников 9 и 11 классов школ №№14,15 г.Балаково., из которых 52 человека – учащиеся 9 классов, 30 девушек, 22 юноши . 46 человек - 11 класс, 29—девушки, 17-юноши
Гипотеза: Уровень самоопределения выпускников 11 классов отличен от выпуск-ников 9 классов: повышается информированность о выбранной профессии, отношение к вы-бору становится более серьезным и осознанным,
Методы, применяемые для проведения исследования:
1.Методика исследования уровня субъективного контроля
2. Диагностическая методика «Профессиональная готовность»
3. Анкета – опрос для учащихся выпускных классов школ.
4. Выбор ценностей жизни и карьеры по Сьюперу.
Практическая значимость. Проводимое исследование позволяет выявить и опреде-лить степень готовности учеников выпускных классов к выбору профессии, при необходи-мости провести дополнительную информационную, консультационную работу, помочь вы-пускнику сделать правильный выбор. Поскольку уровень профессионального самоопреде-ления – понятие многоплановое, работа по формированию необходимых качеств должна быть проведена комплексно. Следствия правильного выбора человеком профессии трудно переоценить. Это уверенность человека в себе, а, зная собственную ценность в качестве спе-циалиста, значительно легче найти работу, значит, происходит снижение напряженности на рынке труда. Наличие работы и уверенности в собственных силах обеспечивает необходи-мый минимум потребностей человека согласно иерархии потребностей по Маслоу. Таким образом, снижается уровень психологической напряженности каждого человека в отдельно-сти, а значит, и общества в целом. Появляется необходимость в удовлетворения боле высо-кого уровня потребностей, - духовному росту и развитию.
Содержание работы
Введение
3
ГЛАВА 1. Современное состояние проблем профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
1.1. История развития профориентации.
1.2. Понятие профессионального самоопределения в психологии
1.3. Динамика профессионального самоопределения человека
в онтогенезе.
1.4. Ранняя юность в аспектах профессионального самоопреде-ления. 7
7
15
31
37
ГЛАВА 2 Исследование особенностей
профессионального самоопределения в ранней юности.
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты сравнительного исследования.
56
58
Выводы 64
Заключение 66
Литература 68
Приложения 70
Использованная литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 2000г.
- Бодров., Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие
- для ВУЗов., М., 2001г.
- Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии., №2 2002г.
- Дружинин В.Н. Психология. Учебник для ВУЗов. С-Пб., 2000г.
- Душков Б.А. и др. Основы инженерной психологии М., 2002г.
- Ермолаева М.В., Психология развития., Москва – Воронеж, 2003г.
- Ермолаева О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003
- Залученова Е.А., Снесарева Е.В., Целиковская Т.А. "Профориентационное занятие со старшеклассниками" Методическое пособие. М.,2001г.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий М., Екатеринбург., 2004г.
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М.., Садовникова Н.О., Профессиология., М. , 2004г.
- Кле М. Психология подростка. М., 1991г.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда М., 1998г.
- Климов Е.А. Психология профессионала ., Москва-Воронеж, 1996г.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Пособие для студентов Ростов-на Дону , 1996г.
- Кон И.С. Психология ранней юности М., 1982 г.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология М.,1997г.
- Математические методы в психологии и педагогике . М., Владикавказ,1997г.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. "Я выбираю профессию" , Москва, 2002г.
- Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни" -
- Методические рекомендации. Федеральная целевая программа "социальная поддержка инвалидов на 2000-2005гг.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития; детство, отрочество. М., 2000г
- МухинаВ.С. Психология детства и отрочества. М., 1998
- Немов Р.С. Психология Т.3. М.,2002г.
- Немов Р.С. Психология. Т.2. М., 2002г.
- Практическое использование классификатора профессий Е.А. Климова в деятельности профконсультанта службы занятости" Методическое пособие.
- Министерство труда и социального развития Саратовской области. Комитет по занятости населения . Саратов.1998г.
- Профориентационное занятие со старшеклассниками". Москва,2001г
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального самообразования. Методическое пособие М.,1997г.
- Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения., М., Воронеж., 1997г.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения., Москва –Воронеж, 2002г.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, Москва-Воронеж,1996г.
- Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.
- Учебное пособие. М.,2001г.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. М., Воронеж, 1997г.
- ПряжниковН.С. Психологический смысл труда., М.,1997г.
- Психологическая диагностика учащейся молодежи в профориентационной работе" Методическое пособие Под ред. академика АСН В.Б.Устьянцева. Саратов. 1995г
- Психологический словарь. М., 1999г.
- Романова Е.С. "99 популярных профессий" С-Пб.,2003г.
- Рубиншетейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2001г.
- Руководство для инструкторов по профориентации и профподготовке". пер. с английского Ю.В. Клыкова. – М., 1993г.
- Социологический прогноз поступления в учебные заведения учащихся 9-х и 11-х классов школ города и района в 2004г. ГУ Балаковский городской центр занятости населения.
- ФрессП. Пиаже ж. Экспериментальная психология М., 1978г.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников М., 1983.